Библиографический список и его оформление. Методические рекомендации для написания курсовых работ Оформление формул и уравнений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

Факультет культуры и искусств

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Библиографическая деятельность библиотеки»

Тема: Библиографические пособия: методика и организация составления

Выполнила: Тимофеева В.А

Проверила: Л.Д. Титарева

Чита - 2014 г

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

ГЛАВА 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

2.1 Аналитический подэтап

2.2 Синтетический подэтап

2.3 Заключительный этап составления библиографических пособий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.

Виды библиографических пособий различны:

Библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающееся);

Библиографическая картотека, каталог.

Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.

В свою очередь библиографические издания подразделяются на:

Библиографические списки (пособие с простой структурой);

Библиографические указатели (пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т. п.);

Библиографические обзоры.

Составление указателя (списка, обзора) - одно из важнейших направлений в деятельности библиотек по библиографированию документов.

В центре внимания библиографов должны постоянно находиться вопросы методического обеспечения процессов создания библиографических пособий. Библиограф должен иметь отчетливое представление, прежде всего об общих методах библиографирования, которые необходимы для составления любого библиографического пособия. Эта общая методика образует своего рода модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее существенных и типичных черт создаваемого библиографического пособия.

Однако для того чтобы окончательно «довести» пособие до нужного уровня, обеспечить соответствие всем предъявляемым к нему требованиям, необходимы специфические приемы библиографирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом (научно-вспомогательный или рекомендательный; универсальный или тематический и т. д.). Это уже частная методика библиографирования.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение методики составления библиографических пособий.

Цель курсовой работы определяет следующие задачи:

1.Рассмотреть суть подготовительного этапа составления библиографических пособий;

2. Рассмотреть суть основного этапа составления библиографических пособий;

3.Рассмотреть суть заключительного этапа составления библиографических пособий.

Объектом исследования являются библиографические пособия.

Предметом исследования является составление библиографических пособий.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Составление библиографических пособий - одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении.

Работа по составлению библиографических пособий складывается из подготовительного, основного (аналитического и синтетического) и заключительного этапов. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.

Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление литературы по теме пособия.

Выбор и изучение темы.

Определяя тему будущего библиографического пособия и включая ее в перспективный и (или) текущий план составительской работы, нужно исходить из того, что тема должна быть актуальной и общественно значимой, соответствовать возможностям библиотеки, экономическому и культурному профилю обслуживаемо­го ею района, библиографическим потребностям ее читателей.

Выбранная тема требует обязательного изучения, продолжительность которого зависит от сложности самой темы, ее новизны и документальной обеспеченности. Предварительное изучение темы пособия имеет два аспекта.

Первый аспект: прежде всего составители должны сами досконально разобраться в существе проблем, которые затрагиваются в пособии, что поможет избежать ошибок в отборе документов, их расположении, оценке. Для этого необходимо предварительно внимательно ознакомиться с относящимися к теме основными работами ведущих ученых в данной области, материалами дискуссий, научных конференций, современной учебной литературой. Особое внимание следует обратить на терминологию, применяемую в данной области науки или производства, для чего важно постоянно держать под рукой специальные словари и другие справочные издания. Желательно составить краткий перечень наиболее распространенных в изучаемой области терминов с их краткими дефинициями. На данном этапе можно привлекать специалистов для консультаций. Ведь от качества и глубины предварительного изучения темы во многом зависит успех всей последующей работы.

Второй аспект изучения темы состоит в выяснении ее библиографической обеспеченности. Важно знать, что уже издано по данной теме (здесь неоценимую помощь окажут указатели библиографических пособий) или что предполагают подготовить другие библиотеки (можно установить по перспективным сводным планам). Это необходимо как для учета и использования опыта библиографирования, так и для принятия объективного решения о правомерности издания данного пособия.

Составление плана-проспекта пособия.

Когда тема уже достаточно изучена и составители довольно свободно ориентируются в соответствующей литературе, наступает стадия разработки плана-проспекта пособия, который представляет собой основной документ, регламентирующий всю дальнейшую работу составителей. План-проспект необходим, прежде всего, при подготовке крупных по объему и сложных по структуре библиографических пособий, продолжительных сроках работы, наличии большого числа составителей.

План-проспект содержит обоснование темы, в нем формулируется идейный замысел пособия, раскрывается его основная задача. Особое внимание должно быть уделено четкому определению целевого и читательского назначения пособия.

Целевой адрес должен быть указан максимально точно и конкретно. Попытка отдельных составителей подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказание помощи науке и «всем, интересующимся данной проблемой», ошибочна, так как решение столь различных задач потребует разных подходов ко многим приемам библиографирования. Поэтому, важно четко установить, с какой целью издается пособие: в помощь научной работе, профессионально-производственной деятельности; образованию и самообразованию; агитационно-пропагандистской работе; повышению квалификации; для первоначального знакомства с темой и т. д.?

Что касается читательского назначения, то в некоторых случаях оно непосредственно вытекает из целевого. Например, указатель в помощь научной работе, естественно, адресован в первую очередь исследователям; в помощь пропагандистской деятельности - в первую очередь идеологическим кадрам. В том случае, когда работы одной тематики и одного целевого назначения могут быть обращены к потребителям, резко отличающимся по подготовке или по профессиональным интересам, требуется уточнить читательское назначение пособия - особенно рекомендательного.

Далее, необходимо обозначить группу читателей, на которых ориентировано пособие. Наиболее точно можно представить себе будущих потребителей библиографических пособий, исходя из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Поэтому целесообразно выделить отдельные пособия, рассчитанные, например, на школьников двух-трех смежных классов. Другую группу могут составить пособия для лиц, не обладающих достаточными навыками систематического чтения популярной и научной литературы, а также указатели, адресованные читателям, владеющим специальными знаниями или таких знаний не имеющим.

Когда же педагогические соображения этому не противоречат, целесообразнее стремиться к составлению рекомендательных указателей сравнительно широкого читательского назначения и соответственно этому - с более масштабным отбором литературы.

В соответствии с целевым и читательским назначением пособия в плане-проспекте устанавливаются принципы отбора литературы, которыми в дальнейшем будут руководствоваться составители. Естественно, что качественные критерии отбора могут быть намечены лишь в самой общей форме.

Отбор зависит, прежде всего, от тематических границ пособия, которые диктуются в первую очередь содержанием проблемы, отражаемой будущим указателем. Он осуществляется в установленных хронологических границах (рамках учетного периода). Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не о хронологии событий, отраженных в литературе (это входит в понятие «тематические границы»), а о годах издания самой литературы.

Установление учетного периода имеет наибольшее значение при подготовке капитальных ретроспективных указателей. Наиболее просто установить хронологические границы отбора в текущих указателях: они обусловлены их периодичностью. Иначе обстоит дело при определении учетного периода в рекомендательных пособиях. Главной задачей рекомендательно­го пособия является пропаганда наиболее ценной и актуальной литературы. Исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания. Но нередко целесообразность диктует составителю необходимость включения произведений печати за более ранние годы. Поэтому при создании рекомендательных указателей учетный период устанавливается не столь жестко, как, например, при составлении научно-вспомогательных.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены в пособие. Важно помнить, что в научно-вспомогательном и особенно рекомендательном указателе ограничение отбора каким-либо одним видом изданий значительно обеднит содержание пособия.

Раздельное библиографирование книг, журнальных статей или других видов печатной продукции характерно только для пособий общей библиографии.

В плане-проспекте необходимо установить также языковые границы отбора.

В плане-проспекте определяется структура библиографической записи: будет ли она состоять только из библиографического описания или будет сопровождаться аннотацией и (или) рефератом; какие предполагаются аннотации - справочные, рекомендательные; будут ли отражены рецензии на библиографируемые документы и т. п.

Следующим этапом разработки плана-проспекта является установление структуры будущего пособия, способов группировки включенных в него материалов. На этом этапе необходимо определить способ группировки материалов (систематическая, предметная, тематическая или алфавитная, хронологическая), и дать перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик. А также определить состав справочного аппарата (наличие вспомогательных указателей, приложений, вступительной статьи, предисловия).

В плане-проспекте определяются также объем, этапы составления пособия, круг специалистов и учреждений, привлекаемых для консультаций и рецензирования, авторский коллектив (с указанием обязанностей каждого участника составительской работы), сроки обсуждения работы, способ печати, вопросы оформления.

По окончании работы на основе плана-проспекта пишется предисловие к пособию.

Выявление литературы.

Данная операция относится к подготовительному этапу составления библиографического пособия. Ее основная задача заключается в том, чтобы с максимально возможной полнотой выявить сведения о литературе, соответствующей теме пособия. Конечный ее результат - создание рабочей картотеки библиографических записей, которые нуждаются в дальнейшем изучении.

Приступая к выявлению литературы, составителю следует определить круг источников - основных и дополнительных.

Основными источниками выявления литературы являются каталоги и картотеки библиотеки, дополнительными - издания отраслевой сигнальной информации и реферативные журналы. Это источники информации, которые наиболее полно и многоаспектно раскрывают мировой документальный поток.

Особую значимость в этом случае приобретают источники прикнижной библиографии в новейших монографиях и обобщающих трудах и особенно аналитико-синтетические и историографические обзоры. Они, как правило, не только помогают составителю выявить литературу (и чаще всего - наиболее значительную), но и лучше ориентироваться в ее проблематике и тем самым облегчают окончательный отбор.

Целесообразно в этих целях обращаться и к другим, первичным по своему характеру, изданиям - журналам, тематическим сборникам, хрестоматиям, антологиям, собраниям сочинений и т. п.

При выявлении литературы по узким и новым для науки проблемам, не получившим отражения в классификационных схемах, весьма эффективным является метод «снежного кома», суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию (например, статью в научном журнале) по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по этой же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться. Это означает, что все работы по данному вопросу выявлены.

Библиографические источники могут подвергаться сплошному или выборочному просмотру. Источники с формальным расположением материала (алфавитным, хронологическим, топографическим) - сплошному просмотру. Выборочно исследуются источники с систематическим или предметным расположением материала. Главное здесь - правильно выбрать разделы или предметные рубрики, соответствующие теме или близкие к ней.

По ходу работы составители должны вести две служебные картотеки. В одной отражаются все обследованные (с указанием способа просмотра и соответствующих разделов) первичные и вторичные документальные источники, независимо от того, использованы они или нет. Исходной посылкой в данном случае выступает сам факт просмотра источника. Эта картотека дает наглядное представление о всем круге обследованных источников, уровне их изучения. Она необходима для контроля, особенно при изменении состава авторского коллектива. По завершении работы данная картотека ляжет в основу «Списка просмотренных источников», который сопровождает многие указатели литературы и дает читателю представление о его информационной базе.

Другая рабочая картотека включает описания выявленных в ходе просмотра произведений печати. Ее организуют по-разному: карточки располагаются в общем алфавите авторов или заглавий, что очень важно при обследовании дополнительных источников, когда каждый соответствующий теме документ фиксируется на карточке только после выяснения, не был ли он уже выявлен раньше. Таким образом, предотвращается дублирование библиографических записей. Существует иной способ организации рабочей картотеки - по основным разделам будущего пособия. Оба способа применяются в библиографической практике.

ГЛАВА 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

2.1 Аналитический подэтап

После выявления материала по теме составляемого пособия (в отдельных случаях одновременно с выявлением) библиографы проводят его анализ, предусматривающий несколько операций, тесно связанных между собой выполняемых параллельно или последовательно:

Общий библиографический анализ документов;

Составление библиографических описаний;

Аннотирование или реферирование библиограф. пособия;

Индексирование, предметизация;

Окончательное оформление библиографической записи.

Другими словами, аналитический подэтап библиографирования представляет собой набор операций по свертыванию информации в документах, отобранных для данного пособия, с целью включения в заданный объем максимально возможного числа сведений об этих документах.

Общий библиографический анализ документов

Это - начальная операция аналитического подэтапа, во время которой составитель знакомится с содержанием и формой документа: выявляет идейные позиции автора, основную и сопутствующие темы библиографируемого произведения, его структуру, социальную (научную, идеологическую и культурную) значимость, типологические, жанровые и стилевые особенности, целевое и читательское назначение, уровень художественного оформления и полиграфического исполнения. Организуется общий библиографический анализ документов следующим образом.

Анализ самого документа включает: ознакомление с титульным листом, издательскими данными и аннотацией, оглавлением, предисловием и (или) вступительной статьей, примечаниями, комментариями и в нужных случаях выборочное чтение текста произведения.

Составление библиографических описаний

Строго говоря, на аналитическом подэтапе в большинстве случаев библиографическое описание не составляется, а уточняется, поскольку описание многих документов заимствовано из основных и дополнительных библиографических источников. Составитель обязательно должен сверить их с оригиналом. Ни один, даже самый авторитетный источник, не гарантирует от неточностей. Кроме того, библиографическое описание, взятое из старых источников, не отвечает современным требованиям. Наконец, ошибки может допустить сам составитель в ходе просмотра источников. Впервые составляются библиографические описания на произведения, выявляемые посредством сплошного просмотра журналов, сборников и других изданий.

Библиографическое описание должно соответствовать последним ГОСТам.

Аннотирование

Библиографическое описание представляет собой достаточно пассивную форму общей характеристики документа и не дает ясного представления о содержании произведения, его характере, предмете исследования. Необходимы дополнительные сведения, расширяющие и углубляю­щие характеристику документа. Эту задачу решает аннотация.

Аннотация, это краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. В первую очередь аннотация необходима в рекомендательных библиографических пособиях. Характер, содержание, объем аннотации зависят от вида, читательского и целевого назначения, структуры подготавливаемого пособия, тематики аннотируемых документов. Составителям следует избегать заимствований готовых аннотаций из других пособий, аннотированной карточки, поскольку в них содержание аннотаций было продиктовано иными целями. Кроме того, в каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определенном ключе.

Аннотация призвана дополнить заглавие, если оно недостаточно информативно. В ней могут быть приведены такие сведения: упоминания о новых фактах, явлениях, экспериментах, методах, изложенных в произведении; о времени, к которому относятся описываемые события; о наличии таблиц, графиков и других приложений.

Аннотации дифференцируются по самым разным признакам. Наиболее общая классификация аннотаций осуществляется по функциональному назначению и по способу характеристики аннотируемых документов.

По функциональному назначению аннотации делятся на справочные и рекомендательные Реферат и аннотация: Общие требования [Текст] : ГОСТ 7.9-95. - Взамен ГОСТ.7.9-77 ; введ. 1997-07-01. - Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М. : Изд-во стандартов, 1996. - 7 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)..

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и (или) сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографическом описании.

Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развернутой характеристики аннотируемого документа. Такие аннотации особенно широко применяются в научно-вспомогательных библиографических указателях. В рекомендательных пособиях они используются в основном при описании справочной, учебно-методической литературы, библиографических пособий, положений, инструкций и других подобных документов.

Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает документ, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Главная задача рекомендательной аннотации - активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя. Рекомендательная аннотация должна оказывать действенную помощь в изучении литературы, способствовать правильной организации систематического, целенаправленного чтения. Это открытая оценка произведения, осуществленная с позиций научных достижений, ориентированная на определенного читателя.

Рекомендательные аннотации помещаются, прежде всего, в пособиях популярно-просветительного, самообразовательного назначения. В научно-вспомогательных пособиях они используются в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать наиболее значительные и ценные в научном отношении документы.

По второму признаку - способу характеристики документов - аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.

Общая аннотация характеризует произведение в целом и применяется в основном в двух случаях: для раскрытия произведений по своему содержанию целиком относящихся к теме указателя (или его раздела), и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками (например, аннотации на печатных аннотированных карточках).

Общая аннотация может содержать самые разнообразные сведения (биографические данные об авторе, о времени и обстоятельствах написания произведения и т. п.), но главное в ней - характеристика идейного и научного содержания произведения его значения для данной темы.

Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа и применяется в тех случаях, когда аннотируемое произведение относится к теме пособия частично. Различаются две основные разновидности аналитических аннотаций: раскрывающие определенный аспект содержания произведения и выделяющие какую-то часть произведения - главу, параграф, отдельное высказывание.

Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или по какому-либо другому признаку) документов и дает им обобщенную характеристику, позволяющую более экономно и точно, избегая повторений, показать общее и особенное в аннотируемых произведениях. Различаются три основных вида групповых аннотаций:

Аннотация, характеризующая несколько самостоятельных произведений (книг или статей) одного или разных авторов;

Аннотация, характеризующая ряд произведений, объединенных единой издательской формой, например тематический сборник, и содержащая обобщенную характеристику темы сборника, а также простое перечисление его разделов или помещенных в нем произведений, достаточное для раскрытия содержания сборника;

Аннотация на одно произведение, в которой помещаются сведения и о других произведениях, так или иначе связанных с аннотируемым.

Групповая аннотация в своем развитии логически перерастает во вводные (предварительные) замечания к разделам пособия, дающие наиболее обобщенную характеристику и оценку содержания всех произведений, включенных в данный раздел. В последние годы, особенно в практике рекомендательного библиографирования, вводные замечания к разделам получили большое распространение. В них обычно раскрывается сущность главных проблем, рассматриваемых в рекомендуемой литературе, даются методические указания - как, в какой последовательности изучать тему, на что обратить внимание. Наличие в пособии хорошо разработанных вводных замечаний к разделам избавляет составителей от необходимости давать развернутые общие характеристики и оценки в отдельных аннотациях, позволяет нередко ограничиться краткими справочными аннотациями, а в отдельных случаях (например, в пособиях для подготовленных читателей) вообще обойтись без аннотаций.

Естественно, что оба принципа классификации (функциональное назначение и способ характеристики) применяются к одним и тем же аннотациям.

Таблица 1 - Двумерная типологическая классификация аннотаций

Определенный тип аннотаций, обозначенный в табл. 2 цифрами, образуется путем совмещения (пересечения) свойственных ему основных видовых признаков. Например, 1 - справочная/общая, 3 -справочная/групповая и т. д.

1. Справочные/общие

2. Справочные/аналитические

а) раскрывают определенный аспект содержания произведений;

б) характеризуют определенную часть произведения;

3. Справочные/групповые

б) характеризуют сборник произведений;

а) раскрывают определенный аспект содержания произведений

б) характеризуют часть произведения

в) характеризуют другие произведения в тексте аннотации.

Таким образом, аннотации по своему характеру чрезвычайно разнообразны. Учитывая многие факторы, библиограф в каждом конкретном случае решает, какая именно аннотация наиболее соответствует замыслу пособия, содержанию и значению аннотируемого произведения. Составление аннотации - процесс творческий, требующий от библиографа широких общенаучных и профессиональных знаний, эрудиции, опыта, определенных литературных способностей и навыков. Умение хорошо аннотировать приходит в результате упорной работы над повышением уровня профессионального мастерства.

В процессе работы над пособиями библиографами сформулирован своеобразный Кодекс требований к аннотациям Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика / под ред. О. П. Коршунова. - М. : Книжная палата, 1990. - 254 с.. Такой кодекс создан, например, в Библиотеке Академии наук. Он включает следующие положения: библиографический пособие реферирование литературный

1. Аннотация должна быть лаконичной (длинные аннотации не всегда дочитываются до конца), но в то же время достаточно конкретной, со ссылкой, в случае необходимости, на факты, имена, даты и т. д., вполне понятной без перечитывания. В аннотациях следует избегать сложных придаточных предложений, тяжелых синтаксических оборотов, длинных определений. Если одно и то же понятие можно определить рядом синонимов, необходимо остановиться на наиболее употребляемом. Надо избегать в аннотации лишних слов, которые без ущерба для смысла можно выбросить. Желательно соблюдать также единство времени и единообразие глагольных форм, не следует начинать аннотации с предлога «о».

2. Аннотация не должна повторять сведений, содержащихся в заглавии, и перефразировать их.

3. Желательно для каждой библиографической работы придерживаться примерно одинакового объема аннотаций и соблюдать логический порядок приводимых сведений независимо от того, как они даны в аннотируемом документе.

4. Научная терминология, применяемая в аннотации, должна быть общепринятой, соответствовать современному уровню знаний. Приводимые в библиографическом описании малоизвестные и устаревшие термины или, термины, используемые только данным автором, следует пояснять.

5. Необходимо следить за тем, чтобы не было противоречий или несоответствия аннотаций систематизации. Аннотация должна оправдывать и подтверждать отнесение работы к определенному разделу пособия.

Таким образом, мы видим, что требований к аннотации много. При ее составлении надо помнить, чем больше мы сообщим дополнительных сведений о произведении, тем разностороннее раскроем его содержание. Но при этом ни в коем случае не следует подменять аннотацию, которая отвечает на вопрос «о чем идет речь в данном произведении», изложением, пересказом его содержания. В тексте аннотации, особенно справочной, словам должно быть тесно, а мыслям - просторно.

Библиографическая запись

Результаты рассмотренных выше аналитических операций библиографирования объединяет библиографическая запись -- основной элемент библиографического пособия. Она включает в себя следующие элементы:

Библиографическое описание;

Аннотацию;

Классификационный индекс.

Приведенные выше образцы аннотаций вместе с библиографическим описанием представляют собой типичные примеры библиографических записей.

Правильное оформление библиографической записи имеет большое значение. Каждый ее элемент (библиографическое описание, аннотация, классификационные индексы и др.) помещается с новой строки. В печатных указателях описания и аннотации целесообразно набирать разными шрифтами. Сами записи отделяются друг от друга пробелами.

Библиографическая запись предполагает номер документа по списку.

2.2 Синтетический подэтап

Он включает в себя две операции:

Окончательный отбор выявленных и изученных документов;

Группировка библиографических записей.

Отбор документов

Отбор -- важнейший процесс библиографирования. Согласно ГОСТ 7.0-99 ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения. - Введ. 01.07.2000 // Библиотека и закон: юрид. справочник / ред. О. Р. Бородин. ? М., 2001. - Вып. 10. ? С. 307-329. библиографический отбор -- это «отбор библиографируемых документов в соответствии с намеченными качественными критериями».

Отбор документов для библиографических пособий можно разделить на ограничительный (формальный и содержательный) и качественный. Важно подчеркнуть, что ограничительный отбор служит средством практической реализации поисковой и коммуникативной, а качественный -- оценочной функции библиографической информации.

Ограничительный отбор. Формальные ограничения при отборе могут быть пространственными (фонд библиотеки или фонды ряда библиотек, ассортимент издательской продукции), формально-издательскими (вид издания, тираж, объем, способ размножения и др.), хронологическими (учетный период, время написания), территориальными, языковыми, авторскими и др. При таком отборе не затрагивается содержание, тематика документов. В реальной библиографической практике формальные признаки отбора нередко используются в различных сочетаниях.

Качественный отбор. В процессе такого отбора подлежат исключению документы, не соответствующие конкретному целевому и читательскому назначению указателя. Качественный отбор свойствен как рекомендательной, так и научно-вспомогатель­ной библиографии.

Качественный отбор - наиболее сложный процесс. Библиографу надо не только основательно знать тему пособия и имеющуюся по ней литературу, но и уметь осуществлять сравнительный анализ научной или художественной ценности близких по тематике работ, учитывать уровень подготовки, специфику восприятия и особенности психологии различных групп потребителей информации, которым предназначен тот или иной указатель.

Необходимо подчеркнуть, что в библиографической практике охарактеризованные выше виды отбора нередко сочетаются друг с другом: в одном пособии могут одновременно использоваться формальные, содержательные и качественные критерии отбора. При этом один из них является основным, ведущим, другие - дополнительными, сопутствующими.

Группировка библиографических записей

Вторым процессом синтетического подэтапа библиографирования является группировка библиографических записей. Она помогает читателям лучше ориентироваться в пособии, быстро находить нужные материалы, видеть взаимосвязь между ними, а в ряде случаев и подсказывает порядок, последовательность знакомства с произведениями печати.

Различают три основных способа группировки:

Главное назначение формальной группировки заключается в том, чтобы обеспечивать поиск конкретных документов по их внешним признакам.

Формальная группировка имеет ряд разновидностей:

Расположение в алфавите заглавий документов или фамилий их авторов

По виду изданий (книги, статьи)

По месту издания или хранения,

По формату,

По хронологии издания или написания произведений,

По языку,

По издающим организациям, учреждениям и т. п.

Содержательная группировка, в отличие от формальной, не может базироваться только на библиографических описаниях, так как включенные в них данные о документах зачастую не раскрывают их тематику. Здесь необходимо непосредственное обращение библиографа к тексту документов или к аннотациям. Поскольку одно и то же произведение, как правило, нередко посвящено ряду тем, возникает необходимость или дублирования его описания в разных разделах пособия, или применения отсылок.

Систематической,

Тематической,

Предметной.

При систематической группировке материал располагается по какой-либо схеме классификации. В универсальных пособиях чаще всего используются ББК.

Систематическая группировка отличается логичностью, последовательностью, обозримостью и в то же время стабильностью. Так, в «Книжной летописи» наименования разделов, порядок их расположения, соподчиненность рубрик остаются неизменными во всех выпусках годового комплекта.

Тематическая группировка близка к систематической, однако ей присущи большая подвижность, менее жесткая внутренняя структура. Это означает, что при тематическом расположении наименования разделов и подразделов их последовательность, степень дробности делений могут быть различны в пособиях на одну и ту же или близкую тему. Тематическая группировка чаще всего применяется в комплексных или проблемных библиографических указателях, отражающих литературу по одной или нескольким отраслям знания.

При предметной группировке библиографические записи группируются под предметными рубриками, а сами рубрики располагаются в алфавите их наименований. Достоинство такого способа расположения заключается в том, что он позволяет быстро находить материалы по конкретным узким вопросам. Используется в реферативных журналах.

Совершенно очевидна ее педагогическая направленность. Рекомендательная группировка целесообразна в пособиях, адресованных как малоподготовленным, так и квалифицированным читателям, в том числе -специалистам.

В зависимости от внутренней структуры пособия различают простую и сложную группировку. При простой группировке все записи располагаются в какой-либо одной последовательности, а членение материала на разделы и подразделы отсутствует. Такое расположение применяется в небольших пособиях, отражающих ограниченное число документов (кратких списках литературы, планах чтения, беседах о книгах, памятках и т. п.).

Сложная группировка предусматривает распределение описаний по разделам, подразделениям, рубрикам и подрубрикам, а в пределах каждого последнего деления материал также располагается в определенной, заранее избранной последовательности (в алфавите фамилий авторов или заглавий, хронологии издания, по типам литературы, в логической последовательности - от общего к частному, от простого к сложному и т. д.). Типичными примерами пособий со сложной структурой являются, например, текущие государственные библиографические указатели («Летопись газетных статей»).

2.3 З аключительный этап состав ления библиографических пособий

Заключительный этап библиографирования включает в себя:

Подготовку справочного аппарата,

Редактирование,

Оформление библиографического пособия.

Подготовка справочного аппарата

В состав справочного аппарата входят:

Предисловие,

Вступительная (вводная) статья,

Вспомогательные указатели,

Приложения,

Методические советы.

Предисловие, которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие (основой для него служит план-проспект), содержит сведения об основных задачах пособия, значении данной темы. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем (по разным параметрам) литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы не перечисляются, для такой цели служит оглавление), сообщается о расположении записей внутри последних делений. Если в разных разделах такая последовательность различна, то в предисловии это оговаривается.

Характеризуя аннотации, следует показать их роль в ознакомлении читателей с документами, назвать используемые в данном пособии виды аннотаций. Недостаточно просто перечислить имеющиеся вспомогательные указатели, надо обратить внимание читателя на особенности их построения и возможности практического использования. В предисловии обязательно указывается верхняя хронологическая граница отбора материала (год, месяц, число).

В периодических и продолжающихся библиографических пособиях, а также в указателях, выходящих в сериях, предисловие обычно помещается только в первом выпуске.

Вступительная статья. Крупные рекомендательные и ретроспективные научно-вспомогательные пособия, помимо предисловия, иногда открываются вступительной (вводной) статьей. Она представляет собой более или менее развернутый обзор основной литературы по теме пособия. Написание вступительной статьи требует глубокого знания существа темы пособия и библиографируемой литературы. Поэтому к работе над ней обычно привлекают научных редакторов, консультантов и других специалистов в данной отрасли знаний.

Вспомогательные указатели. Сложная структура пособия обеспечивает многоаспектное раскрытие объектов библиографирования по их содержанию, значимости, формальным признакам. Однако даже самая совершенная группировка не обеспечивает ответы на все вопросы, с которыми читатели обращаются к тому или иному библиографическому пособию. Этот недостаток любой группировки позволяют преодолеть вспомогательные указатели, которые представляют собой часть библиографического пособия, отражающую сведения о произведениях печати в ином разрезе, чем в основном тексте пособия, с отсылкой к соответствующим библиографическим записям

Традиционным и очень распространенным является именной указатель. Иногда он включает заглавия всех отраженных произведений (как авторских, так и коллективных). Такие указатели особенно важны в рекомендательных библиографических пособиях. Именные указатели нередко содержат сведения о составителях, редакторах, переводчиках, иллюстраторах и других лицах, принимавших участие в создании произведений. В ряде случаев в них отражаются фамилии лиц, характеризуемых или упоминаемых в библиографируемой литературе (отражение по так называемому «персональному» признаку). При этом персональные рубрики должны быть выделены (заключение отсылочных номеров в скобки, уточнения типа - «о нем», «о ней»).

Персональные указатели (указатели личных имен) составляются и как самостоятельные. В них персональные рубрики желательно снабжать указаниями на профессию, род деятельности, отличия, заслуги того или иного лица.

Более сложны с точки зрения составления вспомогательные указатели, раскрывающие содержание документов. К их числу относятся, в частности, предметные вспомогательные указатели. Естественно, одних библиографических описаний для их создания недостаточно; приходится обращаться к аннотациям и рефератам, а также непосредственно к текстам произведений.

Предметные указатели раскрывают содержание объектов библиографирования в целом и в каком-либо аспекте (содержат, например, геологические, ботанические, архитектурные и другие термины). Распространенной разновидностью такого рода «ключей» является вспомогательный указатель географических названий, широко практикуемый в страноведческих и краеведческих пособиях. Рубрики географического указателя целесообразно сопровождать родовыми характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т. д.), которые даются обычно в сокращенной форме (оз., м., возв., р.). В примечаниях к указателю дается список принятых условных сокращений. Внутри географических рубрик желательно также выделять тематические подрубрики. Это позволяет быстро находить материалы не только о конкретных объектах, но и об отдельных аспектах их развития и современного состояния

Техника составления любого вспомогательного указателя сводится к следующему. Библиограф внимательно просматривает основной текст пособия и выбирает из записей соответствующие виду указателя понятия. Каждое из них записывается на отдельную карточку, а рядом - проставляется порядковый номер записи или страница, на которой она помещена. Затем карточки подбираются в строгом алфавите понятий. Одинаковые понятия переносятся на одну карточку с указанием всех номеров или страниц текста. В картотеке выделяются буквенные разделители, и она переписывается на отдельные листы в один или два столбца. К указателю должны быть составлены пояснительные замечания: о его содержании, принципе отсылок к тексту, принятых условных сокращениях.

Приложения. В состав приложений к библиографическим пособиям входят: списки просмотренных источников, списки условных сокращений, дополнения и советы библиотекарю. В отличие от вспомогательных указателей приложения не имеют непосредственной (путем отсылок) связи с основным текстом пособия.

Списки просмотренных источников дают представление о реальной базе, на которой велось выявление документов. Они составляются на основе картотеки источников, создаваемой еще в процессе выявления материалов.

К перечням источников предъявляются два требования: они должны быть полными и точными. Первое требование заключается в том, что в списке обязательно перечисляются все источники - не только библиографические пособия, но и каталоги и картотеки библиотек, периодические и продолжающиеся издания, справочники, прикнижные и пристатейные списки литературы, которые просматривались составителем. Второе требование - точность приводимых описаний.

Пособия, отражающие большое количество аналитических описаний статей из журналов и продолжающихся изданий, следует снабжать списками условных сокращений. При этом в библиографических описаниях ссылка на источник дается в сокращенной форме (например, ДАН - Доклады Академии наук, БТИ - Бюро технической информации и т. п.), а в списке сокращений приводятся полные наименования изданий. Принятые сокращения следует выдерживать на протяжении всего текста пособия. Списками условных сокращений библиотек сопровождаются также печатные сводные каталоги и бюллетени, отражающие поступления в фонды ряда библиотек. Здесь приводятся также адреса библиотек.

В процессе подготовки и издания пособий выходят в свет новые произведения. В связи с этим составители включают сведения о таких документах в качестве особых дополнений. Они помещаются после основного текста и не входят в общую структуру пособия.

Советы библиотекарю по использованию пособий целесообразно помещать в крупных универсальных и тематических рекомендательных указателях. Такие материалы правильнее всего давать на отдельном вкладыше, поскольку они не предназначаются непосредственно читателям. Советы должны быть конкретными, содержать не только общие рекомендации о возможностях использования пособия в индивидуальной и массовой работе с читателями, но и разработки по проведению тех или иных мероприятий (например, схемы выставок, материалы к читательским конференциям, библиографическим обзорам, беседам о книгах и т. п.).

Анкеты и бланки опроса читательского мнения о данном пособии, входящие в состав приложений, должны включать сравнительно небольшой перечень вопросов. Читателям будет легко на них ответить. Вопросники также помещаются на особом вкладыше: читатели, заполнив анкету, могут переслать или передать ее непосредственно работникам библиотеки, проводящим обследование.

Редактирование

Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением. Различают научно-библиографическое, литера­турное и технико-библиографическое редактирование.

Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, а второе и третье - после ее окончания.

В роли научных редакторов выступают обычно высококвалифицированные специалисты (сотрудники научно-исследовательских учреждений, преподаватели вузов и др.). Редактор принимает активное участие в обсуждении плана-проспекта пособия и затем оказывает помощь библиографу. Он должен проверить, правильно ли произведен отбор материала, насколько полно раскрыта тема в представленных документах.

Научному редактированию подвергается текст аннотаций. Редактор должен установить, насколько аннотации отвечают их «модели», представленной в плане-проспекте пособия, в какой мере отражены в них особенности предмета библиографирования. В задачи научного редактора входит также выяснение вопроса, достаточен ли набор вспомогательных указателей для многоаспектного использования пособия, насколько полно проведен подбор рубрик для содержательных «ключей» (в частности, для предметного указателя.

В процессе литературного редактирования осуществляется вычитка всего текста пособия. При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. В предисловии, вступительной статье, тексте аннотаций и рефератов исключается текст, не несущий полезной информации. В рекомендательных аннотациях следует обратить внимание на преодоление штампов, придать аннотациям разнообразный и живой характер, вызывающий читательский интерес к представленным в пособии произведениям печати.

Литературному редактированию подлежат также вступительные тексты к разделам, наименования разделов, подразделов и рубрик. Надо следить за тем, чтобы такие наименования наиболее точно отражали содержание документов соответствующего деления. Особенно существенно это в рекомендательных указателях, где составители нередко стремятся дать разделам яркие, привлекательные названия.

В процессе технико-библиографического редактирования проверяется единообразие описаний и точность, их соответствие действующим стандартам (на библиографическое описание и сокращение русских слов и словосочетаний). Выясняется также, отвечает ли порядок записей установленному в плане-проспекте, правильно ли они пронумерованы.

Оформление

Как и любое издание, пособие открывается титульным листом. На нем или на обороте следует указывать фамилию (фамилии) составителя и его инициалы. На титульном листе приводится также заглавие указателя, подзаголовок (сведения о типе пособия, переиздании, научном редакторе и проч.), выходные данные и в надзаголовке - наименование подготовившего работу учреждения (библиотеки). В необходимых случаях используются контртитулы (наименование серии и перевод титула на другие языки), шмуцтитулы (для обозначения названий разделов и подразделов), колонтитулы (для рубрик и подрубрик на каждой странице основного текста).

Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, вступительной статьи, основного текста, вспомогательных указателей и т. д.) применяются шрифты различных кеглей. Так, аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания. Порядковые номера записей должны быть выделены полужирным шрифтом, аннотации - отделяться от описаний пробелом и начинаться с красной строки. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик. Существенное значение (что не всегда учитывается па практике) имеет правильное оформление оглавления (содержания): при наборе названий разделов, подразделов, рубрик и т. д. должны применяться втяжки, чтобы хорошо была видна их взаимосвязь и внутренняя соподчиненность.

Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек или титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, портретов деятелей науки, культуры, искусства (в персональных указателях и библиографических словарях), карт (в страноведческих и краеведческих пособиях). Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и с помощью географических «ключей» связывались с основным текстом пособия.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекомендательных указателях. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы художественного оформления во всех выпусках серии Составление библиографических пособий: метод. рек. / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, ИБО; сост. А.В. Журавлева. - Ярославль, 2011. - 25 с..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоение методики составления библиографических пособий является актуальной задачей для библиотечных специалистов. Связано это с сокращением количества подобных изданий, выпускаемых крупными библиографическими центрами и их большой ролью в организации чтения. Следует отметить и ограниченность тиражей, недостаточную оперативность издания рекомендательных библиографических пособий, краеведческих пособий, указателей по узкоспециальным темам; меньше стало создаваться библиографических пособий, адресованных конкретным группам читателей (молодежи, учащимся средних общеобразовательных учебных заведений и другим категориям); документы, отражаемые в библиографических пособиях созданных крупнейшими библиографическими центрами страны, не всегда соответствуют фонду ЦБС; в библиографических пособиях, подготовленных центрами федерального и регионального подчинения, в большинстве случаев, не отражаются краеведческие издания; не все сотрудники библиотек имеют достаточную подготовку и владеют навыками аналитического подхода к содержанию библиографических пособий.

...

Подобные документы

    Классификация рекомендательных библиографических пособий для детей. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе. Анализ потребителей и состояния ресурсов исследуемых пособий в библиотеке им. А.С. Пушкина ЦСДБ г. Волгограда.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2013

    Библиографическая деятельность Российской государственной библиотеке для слепых. Пособия РГБС репертуарного типа для незрячих и слабовидящих. Электронный каталог по тифлологии, тифлопедагогике и тифлопсихологии. Рекомендательные библиографические пособия.

    реферат , добавлен 03.05.2016

    Особенности составления библиографического описания периодических изданий: газет, журналов, сборников под общим заглавием и без него. Правила составления добавочных записей для алфавитного каталога. Описание многотомных и сериальных изданий, документов.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Организационная структура библиотеки им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Состав справочно-библиографического аппарата библиотеки. Фонд справочных и библиографических пособий. Система библиотечных и библиографических каталогов.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2012

    Объект аналитического библиографического описания, источники информации при его составлении. Понятие идентифицирующего документа. Правила описания сборников, многотомных и сериальных изданий, составления добавочных записей для алфавитного каталога.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Становление и развитие русской дореволюционной библиографии. Первый именной указатель русских библиографических материалов авторства Г.Н. Геннади. Введение критической функции репертуара, использование аннотаций и выписок в библиографических словарях.

    реферат , добавлен 11.08.2016

    Классификация объектов библиографической деятельности. Потребители информации в сфере библиографической деятельности. Библиографирование как процесс создания и преобразования библиографической информации. Видовая классификация библиографических пособий.

    реферат , добавлен 24.08.2011

    Дизайн – искусство организации целостной эстетической среды. Ознакомление с историей дизайна. Рассмотрение понятия и особенностей составления композиции. Выполнение эскиза в цвете оформления стены зала дошкольного учреждения к празднику "Встреча весны".

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Документный фонд как один из компонентов информационной среды библиотеки. Два вида источников информации: документальный и фактографический. Понятие документа и его классификация. Функции разных видов документов. Общая схема библиографической записи.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Шкатулка как сувенирная и упаковочная продукция, этапы ее изготовления, история развития шкатулочного ремесла на Руси. Методика инкрустирования шкатулки соломкой. Разновидности клаузур крышки и боковой стенки изделия. Технология составления чертежа.

Министерство образования и науки Российской Федерации

образовательного учреждения

направления 080100 Экономика, профиль - Экономика предприятий и организаций (жилищно-коммунальное хозяйство)

направления 080100 Экономика, профиль - Финансы и кредит

направления 081100 Государственное и муниципальное управление

Специальность 080105 –

Анадырь

Курсовая работа – самостоятельное учебно-научное исследование студентов, выполняемое под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана.

Точка в конце названия не ставится.

Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения. Например: Рисунок 1.3 - Структура фирмы

ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела - в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2).

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица 1.2).

Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например:

Таблица 1 – Показатели абсолютной бедности в России

Показатели, в %

Коэффициент бедности

Индекс глубины бедности

Индекс остроты бедности

Индикатор бедности Сена

Точка в конце названия не ставится. Таблица выравнивается по левому краю.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе , а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРИМЕЧАНИЙ

Примечания размещают сразу после текста, рисунка или в таблице, к которым они относятся. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и идет текст примечания. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки. Например:

Примечание - _____

Примечания

1 ________________

2 ________________

3 ________________

Примечания можно оформить в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.

По ходу изложения студенту надо ссылаться на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, формулы и другие элементы, расположенные по условиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т. д.

ОФОРМЛЕНИЕ ФОРМУЛ И УРАВНЕНИЙ

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

Если нужны пояснения к символам и коэффициентам, то они приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле.

Все формулы нумеруются. Обычно нумерация сквозная. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой, например: (1.4).

Формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например: (1.2).

Допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ).

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают цифрами (например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т. д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

Источники в списке литературы необходимо располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты .

    нормативные акты; книги; печатная периодика; источники на электронных носителях локального доступа; источники на электронных носителях удаленного доступа (т. е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Принцип расположения в списке библиографических описаний источников - "слово за словом". Записи рекомендуется располагать: 1) при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т. д.; 2) при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий; 3) при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим); 4) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, - по алфавиту фамилий соавторов.

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) - впереди более старые.

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК

    внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз страницы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

Внутритекстовая библиографическая ссылка - располагается прямо в тексте и заключается в круглые скобки. Она может содержать (т. е. не обязательно) все элементы, которые должны быть в описании источника в списке литературы.

(, Петраков безопасность и защита информации : учеб. пособие. М., 2006)

Подстрочная библиографическая ссылка - оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы. Она может содержать (т. е. не обязательно) все элементы, которые должны быть в описании источника в списке литературы:

1 Тарасова история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

Затекстовая библиографическая ссылка - это номер источника в списке ссылок. Совокупность затекстовых ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. При этом совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком (списком литературы), как правило, также помещаемыми после текста документа и имеющими самостоятельное значение.

При нумерации затекстовых ссылок используется сплошная нумерация для всего документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п. Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают в верхнем регистре, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

В тексте:

Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины ХХ века, дает работа библиографа 59.

59 Кауфман словари: библиография. М., 1961.

В тексте:

Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины ХХ века, дает работа библиографа .

59. Кауфман словари: библиография. М., 1961.

10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 19c.

При отсутствии нумерации записей в затекстовой ссылке (т. е. когда список ссылок не нумеруется), в отсылке указывают сведения, позволяющие идентифицировать объект ссылки.

Если ссылку приводят на документ, созданный одним, двумя или тремя авторами, в отсылке указывают фамилии авторов, если на документ, созданный четырьмя и более авторами, а также, если авторы не указаны, - в отсылке указывают название документа; при необходимости сведения дополняют указанием года издания и страниц. Сведения в отсылке разделяют запятой, например:

В тексте:

[Пахомов, Петрова]

[Нестационарная аэродинамика баллистического полета]

Петрова. М. : Проспект, 20с.

Нестационарная аэродинамика баллистического полета / [и др.]. М., 20с.

В тексте (Так как в тексте встречаются также отсылки на другую книгу, изданную в 1975 г., в отсылке указан год издания.): [Бахтин, 2003, с. 18]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. АНАДЫРЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина:

На тему: « »

Выполнил студент заочной формы

обучения со сроком обучения

Лет__месяцев, группы _______

(ФИО) (подпись)

Научный руководитель:

___________________ ___________________

(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)

Дата сдачи:

«____»______________20__г.

Дата защиты:

«____»_____________20__г.

Оценка: __________________

Анадырь 20_

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ…………..……………………………………………………..……...4

ГЛАВА 1 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ………………7

1.1 Современная концепция понятия «туристская дестинация»…………....7

1.2 Характеристика здорового образа жизни человека……………………15

1.3 Взаимосвязь компонентов туристской дестинации и

стремления населения к здоровому образу жизни…………………………23

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ

ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ЗОНЫ ОТДЫХА

ОЗЕРА «СЕЛИГЕР»………………………………………………………………30

2.1 Характеристика туристской дестинации зоны

отдыха озера «Селигер»………………………………………………….......30

2.2 Анализ факторов, влияющих на развитие

туристской дестинации………………………………………………………...37

2.3 Оценка рыночного подхода к управлению

жизненным циклом туристской дестинации…………………………….…..45

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ НЕОХВАЧЕННЫХ СЕГМЕНТОВ СПРОСА………………..72

3.1 Внедрение дополнительных платных услуг: спа-услуги,

стоун-терапия………………………………………………………..……........72

3.2 Организация устройства бассейна на базах отдыха

«Сокол» и «Селигер»……………………………………………………...…..79

3.3 Формирование маршрутов спортивно-оздоровительного

туризма……………………………………………………………………..…..87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….........93

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………97

Приложение 1 Взаимодействие факторов туристской дестинации……………99

Обязательно укажите номера страниц!

Только в более развернутом виде и с указанием места расположения информации. Но студенты терпеть не могут выполнять именно эту часть работы за то, что понадобятся дополнительные знания и усидчивость для грамотного оформления оглавления проекта.

Кому вообще могло понадобится давать такое задание, как правильно составить содержание дипломной работы? Ведь для этого есть введение, исходя из которого можно понять, о чем пойдет речь в дипломе.

Каждый предыдущий пункт содержания неразрывно связан с последующим и дает четкий ответ на поставленный вопрос, то есть раскрывает суть темы.

Как писать содержание диплома: правила

  • отражение всех вопросов, затрагиваемых в работе;
  • взаимосвязанное раскрытие итогов исследования;
  • четкость и последовательность изложения данных;
  • обязательное написание в виде повествовательных предложений, а не восклицательных или вопросительных.
  • разделы,
  • подразделы,
  • пункты,
  • подпункты,
  • параграфы, а также страницы, им соответствующие.

Заголовок

Заголовок «Содержание» должен начинаться с прописной буквы и располагаться симметрично основному тексту.

Введение, заключение, библиографический список

Оформление содержания дипломной работы должно обязательно включать в себя введение, заключение, библиографический список и все приложения к дипломной работе.

В примере оформления содержания диплома четко видно, как предоставляется последующая информация после титульного листа.

Как составить содержание (оглавление) дипломной работы?

Оформление текста (основного содержания) диплома

Теперь можно перейти к вопросу оформления текста диплома (основного содержания). Порядок оформления основного текста диплома по ГОСТу будет таким:

  1. В параметрах страницы забиваем настройки: отступ по правому полю на 3 см, отступ по левому полю на 1,5 см, отступы сверху и снизу по 2 см.
  2. В параметрах шрифта основного текста используется 14 размер Times New Roman, заголовки выполняются полужирным шрифтом Arial 16 размера прописными буквами, заголовки параграфов выполняются полужирным шрифтом Times New Roman 16 размера, заголовки пунктов выполняются полужирным шрифтом Times New Roman 14 размера.
  3. Выравнивание основного текста (по стандартам оформления диплома) должно выполняться по ширине. Заголовки должны выравниваться по краю. Первая строчка основного текста должна делаться с отступом в 1,25 см, а отступ первой строки заголовков будет равняться 0 см.
  4. Межстрочный интервал основного текста – 1,5.

Как сделать оглавление (содержание) в Microsoft Word

Вы удивитесь, но в Word сделать это можно намного быстрее и приятнее, чем вручную. Здесь есть функции автоматического создания заголовков и подзаголовков, разделов и подразделов.

Итак, приступим:

  1. Во всей работе выделяем заголовки при помощи специальных стилей ворда. Если поля со стилями у вас нет на панели инструментов, найти их можно по следующему пути: заходим в меню документа – вкладка Главная – ищем в ленте группу Стили.
  2. Вручную подбираем для заголовка/подзаголовка нужный стиль. Например, для заголовков выбираем стиль Заголовок 2, для подзаголовков – Заголовок 3. Заголовок 1, как правило, используется для названия всей работы.
  3. В месте, где планируем создавать оглавление, ставим курсор. Переходим в пункт меню Ссылки, ищем кнопку Оглавление и нажимаем.
  4. Появится выпадающий список, в котором выбираем нужное, например, Автособираемое оглавление 1.
  5. Выбранный шаблон вставляется в заданное место. Оно уже будет содержать информацию по имеющимся разделам и подразделам, которые мы изначально выбирали.

17 декабря 2003 г. в 14.00 в Музеях Московского Кремля состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Россия-Британия.

К 450-летию установления дипломатических отношений », а в 2014 году Великобритания и Россия отмечали Год культуры, направленный на развитие богатых и разнообразных культурных отношений обеих стран. Они способствуют культурному обмену, увеличению потока идей и развитию более тесных отношений между людьми, учреждениями и правительствами.

Масштаб программы развивается через искусство, образование, язык, спорт и науку и свидетельствует об амбициях и стремлении обеих стран к сотрудничеству.

Русская кухня прошла длительный путь своего развития. На этом пути были периоды становления, совершенствования и расцвета русской кухни, но были и периоды упадка; были яркие самобытные находки, удачные заимствования, но были и утраты.

Тяжёлый след в истории России и в русской кухне оставили годы революции, войны, перестройки.

Сейчас в русской кухне наступает ренесанс – нет дефицита ни в продуктах, ни в специях, ни в напитках. Но по-прежнему русский стол отличается обилием, а русский дом – гостеприимством.

На протяжении веков наряду с самобытными блюдами соседствовали блюда, заимствованные у соседей. Считается, что дрожжевое тесто к нам пришло от скифов, и из греческих колоний Причерноморья; рис, гречиха, пряности, вина – из Византии; чай, лимоны, пельмени – от восточных соседей; борщи и голубцы - славянские блюда, пришедшие с запада.

Попав на русскую землю, иностранные блюда ассимилировались с русскими кулинарными традициями. Желание очистить русскую кухню от иностранных влияний, как попытка очистить русский язык от слов иностранного происхождения.

Спор о чистоте русских национальных традиций и чистоте русского языка имеет давние корни.


В 18 веке русские писатели В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков с негодованием встретили появление в русском языке слова «суп ». Сумароков писал: «Безмозглым кажется, язык российский туп: похлёбка ли вкусняй, или вкусняя суп? ».

Прошло время и против супа уже никто не возражает, но вызывают возражения новые, более поздние заимствования, например, «коктейли ». Безусловно, можно заменить слово «коктейль » на «десертный напиток ». Но к слову уже привыкли, полюбили и сделали своим.

Вопрос об иностранных влияниях и заимствованиях был и остаётся самым спорным как в русской истории в целом, так и в истории русской кухни, в частности. «Русская кухня – открытая культура, культура добрая и смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая », - так ярко и метко в своё время сказал академик Лихачёв.

Благодаря этому заимствованию происходит обмен опытом и взаимное обогащение культур разных народов.

Библиографический список

1. 100 лучших блюд традиционной русской кухни / Сост. Г. С. Выдревич. - М.: Эксмо; СПб.: Терция, 2007.-64 с.

2. Лабутина Т.Л. Британская культура в России в XVIII веке:
восприятие, заимствования и отторжение [Электронный ресурс].

3. Национальная кухня Британии и её традиции. [Электронный ресурс].

4. Организация и проектирование научно-исследовательской деятельности / ККИДППО. – Краснодар, 2014 г.

5. Шахназарова. А.А. Методы формирования кросс-культурной компетенции в процессе исследовательского обучения иностранному языку / А.А. Шахназарова // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). – М., 2012 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные результаты данной работы заключатся в следующем:

  • 1. Описаны факторы, формирующие климат и его изменения.
  • 2. Произведен анализ некоторых научных работ, посвященных проблеме изменения климатического режима.
  • 3. Кратко охарактеризованы визуальные методы оценки цикличности в ходе метеоэлементов, выявлены их положительные и отрицательные стороны.
  • 4. Показана важность, значимость данного направления в метеорологии.

Полученные результаты не являются окончательным, с течением времени они могут дополняться, изменяться, корректироваться. В дальнейшем имеет смысл провести более детальное изучение данного вопроса, целесообразно будет включить мнения других авторов научных трудов, посвященных проблемам климатических изменений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. Афанасьев А.Н. Колебания гидрометеорологического режима на территории СССР. М.: Наука, 1967. 423 с.
  • 2. Верещагин М. А., Переведенцев Ю.П.,. Шанталинский К.М, Тудрий В.Д., Батршина С.Ф., Лысая А.И. О некоторых результатах изучения векового хода и межгодовой изменчивости глобального термического режима во второй половине XIX-го и в XX-м столетии // Метеорология на рубеже веков: итоги и перспективы развития. Тез. докл. Всеросс. науч. конф. Пермь, 2000. С. 33-34.
  • 3. Дроздов О.А. Арапов П.П., Лугина К.М., Мосолова Г.И. Об особенностях климата при потеплениях последних столетий // Тез. докл. Всеросс. науч. конф. Казань, 2000. С. 24-26.
  • 4. Кароль И.Л. Введение в динамику климата Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1988. 215 с.
  • 5. Мазуров Г.И., Вишнякова Т.В., Акселевич В.И. Меняется ли климат Земли? // Материалы Междун. научно-практич. конф. Пермь, 2002. С. 57-60.
  • 6. Переведенцев Ю.П., Верещагин М.А., Шанталинский К.М. Изменчивость температуры воздуха и скорости ветра на востоке TXH в период 1966 – 1990 гг. // Метеорология на рубеже веков: итоги и перспективы развития. Тез. докл. Всеросс. науч. конф. Пермь, 2000. С. 35-36.
  • 7. Урманова А.Г., Наумов Э.П., Николаев А.А., Переведенцев Ю.П., Верещагин М.А., Шанталинский К.М. Проявления современного потепления климата Земли на территории Татарстана. // Сборник науч. трудов. Казань, 1998. С. 111-132.