Учредительный акт африканского союза. Учредительный акт африканского союза Увеличение союза до размеров континента

Африканский союз (АС)

Исторической предшественницей АС считается Организация африканского единства (ОАЕ). Устав ОАЕ разрабатывался в условиях разделенной Африки по группам государств (франкоязычные страны, страны Восточной и Центральной Африки и т.д.) и был одобрен 25 мая 1963 г. в результате выработки единого компромиссного текста из двух так называемых Касабланского и Лагосского проектов. ОАЕ была создана в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества.

Важным событием эволюции ОАЕ стала четвертая внеочередная встреча на высшем уровне Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, состоявшаяся 9 сентября 1999 г. в ливийском городе Сирте, на которой была принята Сир- тийская декларация. Главным содержанием этой Декларации было предложение о создании Межафриканского союза. В апреле 2000 г. юристы и парламентарии провели рабочую встречу в Эфиопии, а в конце мая того же года – в столице Ливии (г. Триполи). В результате этих встреч был подготовлен доклад, который затем был обнародован на первой встрече министров ОАЕ по рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением Сиртийской декларации.

В июле 2000 г. в столице Того (г. Ломе) был принят Учредительный акт о создании АС. В учредительном акте АС была предусмотрена реализация мероприятий на переходный период – в течение еще одного года действовал Устав ОАЕ "с тем, чтобы обеспечить принятие ОАЕ/АС необходимых мер, связанных с передачей дел Африканскому союзу, и решения всех возникающих в связи с этим процессом вопросов" (п. 1 ст. 33). Создание АС и замена им ОАЕ придали новый импульс процессу укрепления прежде всего экономической основы интеграции, начало которому было положено подписанием Договора о создании Африканского экономического сообщества (АЭС), так называемый Договор Абуджи (Абуджа – столица Нигерии). Таким образом, АС стал играть более заметную роль как в политической, так и в экономической области, точно так же, как и Европейский союз.

Высшим органом АС является Ассамблея, которая состоит из глав государств и правительств или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не менее двух раз в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состава глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия:

  • – она определяет общую политику АС; рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами АС;
  • – рассматривает вопрос о членстве в организации; учреждает новые органы АС;
  • – осуществляет контроль за реализацией политики и решений АС, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • – принимает бюджет АС;
  • – дает указания Исполнительному совету по поводу урегулирования конфликтов и других чрезвычайных ситуаций и восстановления мира;
  • – назначает и снимает с должности судей Суда АС;
  • – назначает председателя комиссии и его заместителей, комиссара комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

С целью укрепления дальнейших интеграционных процессов в 2004 г. был создан Панафриканский парламент, который призван стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в г. Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 54 государств – членов АС.

Исполнительный совет АС состоит из министров иностранных дел или других министров – государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи Исполнительного совета в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайные сессии. Исполнительный совет занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществлением политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несет перед ней ответственность.

Сфера деятельности и ответственности Исполнительного совета включает: внешнюю торговлю; энергетику, промышленность и природные ресурсы; продовольствие, сельскохозяйственные продукты, животноводство и лесную промышленность; водные ресурсы и ирригацию; защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; транспорт и коммуникации; страхование; образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов; науку и технологии; гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы; социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения Исполнительного совета, как и Ассамблеи, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом: Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов; Комитет валютных и финансовых дел; Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов; Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды; Комитет транспорта, коммуникаций и туризма; Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов; Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

В рамках АС действуют и другие органы:

  • – Африканский суд;
  • – Комиссия АС;
  • – Комитет постоянных представителей;
  • – Экономический, социальный и культурный совет;
  • – Совет мира и безопасности.

Планируется создать Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк.

В рамках АС также функционирует африканская система защиты прав человека, которая базируется на следующих международных правовых актах:

  • – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и протоколы к ней – Протокол об Африканском суде о правах человека и народов 1998 г. и Протокол Мапуту о правах женщин в Африке 2003 г.;
  • – Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке 1969 г.;
  • – Африканская культурная хартия 1976 г.;
  • – Хартия африканского культурного возрождения 2006 г. (призвана заменить Хартию 1976 г.);
  • – Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г.;
  • – Африканская хартия молодежи 2006 г.;
  • – Кампальская конвенция о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи 2009 г. и др.

Африканская система защиты прав человека включает в себя и организационные правозащитные структуры:

  • – Африканскую комиссию по правам человека и народов;
  • – Африканский суд по правам человека и народов;
  • – Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка .

В рамках Африканской комиссии по правам человека и народов функционируют специальные процедуры по защите прав человека.

Секретариат АС и Комиссия АС расположены в АддисАбебе (Эфиопия).

Организация исламского сотрудничества (ОИС) – международная организация, объединяющая 57 государств мира (в том числе шесть членов СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по религиозному признаку и являющаяся второй после ООН по численному составу. Российская Федерация является наблюдателем в этой организации с 30 июня 2005 г. Это, по существу, межрегиональное объединение. ОИС до 28 июня 2011 г. именовалась как Организация Исламская конференция (ОИК), но решением участников 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК, проходившем в Астане 28–30 июня 2011 г., переименована в ОИС.

Организация была основана в 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в г. Рабат с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. ОИС является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной исламской международной организацией. Цели создания ОИС : сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Руководящие органы ОИС.

  • – встреча королей, глав государств и правительств (саммит);
  • – конференция министров иностранных дел;
  • – генеральный секретариат;
  • – вспомогательные органы.

Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года.

Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции.

Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИС. Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У Генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и информационным вопросам. Помимо заместителей есть директор кабинета, который организует чисто техническую работу секретариата.

В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: социально-экономический, но науке и технике, по делам Азии, по делам Африки, по международным вопросам, информации, по правам человека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.

При ОИС действует ряд автономных организаций, созданных по решениям ее конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Исламское агентство новостей; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам; Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям; Исламский фонд научно-технического развития; Центр по исследованию исламского искусства и культуры; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Исламская торгово- промышленная палата; Организация исламских столиц;

Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям; Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля; Исламская ассоциация судовладельцев; Исламский центр развития торговли; Исламский фонд развития; Исламский суд справедливости; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.

В рамках ОИС ведется работа по созданию региональной системы защиты прав человека.

Так, в июне 2005 г. в ОИС была принята Конвенция о правах детей в исламе, а в июне 2011 г. на 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС, проходившей в Астане, была принята резолюция 2/38-LEG о создании Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС, приложением к которой стал Статут Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС. В состав комиссии войдут 18 экспертов. В полномочия комиссии не входит рассмотрение индивидуальных жалоб, она будет проводить исследования по приоритетным вопросам защиты прав человека и координировать усилия по обмену правозащитной информацией между государствами – членами ОИК.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – региональная организация, объединяющая 10 стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. АСЕАН была учреждена 8 августа 1967 г. на основании Бангкокской декларации. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Целями АСЕАН указанная Декларация объявляла: укрепление мира и региональной стабильности; ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран региона.

Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г., когда были подписаны три документа:

  • – Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии;
  • – Декларация о согласии;
  • – Соглашение об учреждении постоянного Секретариата АСЕАН.

С этого момента АСЕАН обрела организационные структуры для осуществления своей деятельности, принципы своей деятельности и программу действия.

В 1984 г. Бруней стал шестым членом АСЕАН. В 1995 г. в АСЕАН вступил Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, а в 1999 г. – Камбоджа. Ассоциация превратилась из первоначально субрегиональной организации в региональное объединение всех государств Юго-Восточной Азии (кроме Восточного Тимора).

В 2003 г. была принята вторая Декларация согласия, основу которой составляла концепция "Видение АСЕАН 2020". В этом документе АСЕАН объявила о своих планах создать к 2020 г. Сообщество АСЕАН, которое будет иметь три опоры: Сообщество безопасности, Экономическое Сообщество и Сообщество по социально-культурным вопросам (принятием в 2007 г. Декларации Себу этот срок был перенесен на 2015 г.).

На реализацию этой задачи нацелена Вьентьянская программа действий, принятая на 10-м саммите АСЕАН в 2004 г. В качестве приоритетных направлений деятельности Ассоциации на перспективу Программа определяет достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее членов.

Переломное событие в истории АСЕАН произошло в 2008 г., когда вступил в силу ее Устав. С принятием Устава АСЕАН стала полноправным субъектом международного права (ст. 3). Заметно укрепляется структура руководящих органов Ассоциации. В соответствии с ст. 7 Устава Саммит АСЕАН, проводимый на уровне глав государств и правительств государств-членов, является высшим политическим органом АСЕАН. Саммиты рассматривают и разрабатывают основные направления политики и принимают решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН, составляющим сферу интересов государств-членов, а также вопросам, переданным на рассмотрение Саммита Координационным советом АСЕАН, советами Сообщества АСЕАН и министерскими органами АСЕАН.

Координационный совет АСЕАН согласно ст. 8 Устава состоит из министров иностранных дел АСЕАН и проводит свои заседания как минимум два раза в год. К функциям Координационного совета АСЕАН относятся: подготовка Саммитов АСЕАН; координация исполнения соглашений и решений Саммита АСЕАН: согласование позиции с советами Сообщества АСЕАН с целью укрепления политических связей, эффективности и взаимодействия между ними; передача докладов советов Сообщества АСЕАН на рассмотрение

Саммита АСЕАН; рассмотрение ежегодных докладов Генерального секретаря о работе АСЕАН; утверждение назначения и снятия с должности заместителей Генерального секретаря по рекомендации Генерального секретаря; осуществление иной деятельности, предусмотренной Уставом или предписанной поручениями Саммита АСЕАН. На ключевых направлениях интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) созданы три совета на уровне руководителей профильных министерств и ведомств, которые должны докладывать главам стран АСЕАН о ходе строительства Сообщества АСЕАН по своим направлениям. Для реализации целей каждой из трех опор Сообщества АСЕАН каждый совет Сообщества АСЕАН должен обеспечивать исполнение решений Саммита АСЕАН и согласовывать работу в различных областях, составляющих сферу их компетенции, а также затрагивающих полномочия других советов Сообщества (ст. 9).

Значительно повышена роль Генерального секретаря АСЕАН, который пользуется статусом министра. Его кандидатура утверждается решением Саммита АСЕАН по представлению Координационного совета на один срок в пять лет без права переизбрания. Согласно ст. 11 Устава АСЕАН он наделен не только функциями главного должностного лица, но и полномочиями представлять АСЕАН на международной арене.

Под руководством Генерального секретаря работает Секретариат, аппарат которого укреплен квалифицированными специалистами. Они должны работать исключительно в интересах АСЕАН. В и. 8 ст. 11 Устава АСЕАН специально подчеркивается, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны не запрашивать и не получать инструкции от любого правительства или иного внешнего субъекта вне рамок АСЕАН.

Государства-члены обязуются уважать исключительный характер ответственности Генерального секретаря и членов персонала Секретариата и не пытаться воздействовать на них при выполнении ими своих обязанностей.

В соответствии со ст. 13 Устава АСЕАН каждое государство-член АСЕАН учредило Национальный секретариат АСЕАН, который должен служить центральным учреждением АСЕАН в государстве-члене. А также оно должно направить Постоянного представителя в ранге посла для представительства в АСЕАН в Джакарте (Индонезия), из числа которых создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН (ст. 12).

В случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений стороны могут обращаться к независимому органу, который уполномочен выносить решения. Стороны в споре также могут запрашивать Председателя АСЕАН либо Генерального секретаря АСЕАН об оказании добрых услуг, содействии в примирении или посредничестве (ст. 23). Согласно ст. 26 Устава АСЕАН, если после применения вышеперечисленных процедур спор остается неразрешенным, то он подлежит направлению на рассмотрение Саммитом АСЕАН.

В ст. 21 Устава АСЕАН закреплен новый порядок принятия и исполнения решений по экономическим вопросам (принцип консенсуса). Но если консенсус окажется невозможным, то действует формула гибкого участия, включая формулу "АСЕАН Минус X", если об этом будет достигнута договоренность.

Статья 14 Устава АСЕАН предусматривает создание органа по правам человека, который "должен действовать в соответствии с кругом полномочий, которые будут определены Совещанием министров иностранных дел АСЕАН".

Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН было принято 20 июля 2009 г., а в октябре 2009 г. на 15-м саммите АСЕАН были назначены члены комиссии. Межправительственная комиссия по правам человека АСЕАН – первый международный региональный орган, ответственный за защиту, поощрение и имплементацию прав человека в Азии.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – субрегиональная межправительственная организация, которая была основана в 2001 г. лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Ее совокупный демографический состав – четвертая часть населения планеты. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 г. Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом ШОС.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации.

Совет глав правительств государств – членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств – членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа – Секретариат в Пекине под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте, возглавляемый директором.

Генеральный секретарь и директор Исполнительного комитета назначаются СГГ сроком на три года.

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. 7 июня 2001 г. в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников ШОС было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. ШОС не является и не намерена становиться военным блоком, однако растущая опасность "терроризма, экстремизма и сепаратизма" делают необходимым привлечение вооруженных сил. Основными целями ШОС являются: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участниками; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

  • См.: Абашидзе А. X., Солнцев А. М. Юбилей африканской системы по правам человека и народов // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 22-25.

26 мая 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) была создана новая региональная международная межправительственная организация, объединяющая 53 государства Африки - Африканский союз.

Историческими предшественником Африканского союза считается Организация Африканского Единства, основанная 25 мая 1963 года на основе принципов африканской солидарности и единства.

Появлению Организации Африканского Единства способствовали следующие причины: невозможность освободиться от колониального грета в одиночку; необходимость достижения равноправия в международных экономических отношениях; культурная, историческая и территориальная общность стран континента70. Кроме того, к созданию подобной организации лидеров африканских государств подтолкнула общая обстановка, сложившаяся в мире. Исторический момент освобождения Африки совпал с периодом бурного развития интеграционных тенденций в рамках европейского капиталистического хозяйства (создание ЕЭС, ЕАСТ) и с периодом институционального оформления социалистического блока. Поэтому вполне естественно, что Африка тоже среагировала на это созданием своей общеконтинентальной организации.

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963-2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики ТабоМбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД - новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной.

Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д"Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, - яркое тому подтверждение. В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право Союза на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем.

Высший орган Африканского союза - Ассамблея глав государств и правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост председателя всеафриканской организации на следующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС, предусмотрено создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда союза. В структуру АС входят также Африканский валютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп). До 2005 должны быть сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска - к 2010. Размещение штаб квартиры ВАП планируется на территории ЮАР или Ливии, а Африканского суда - на территории Маврикия, Нигерии или Судана. Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) - женщины.

Второй саммит АС состоялся 9-12 июля 2003 в столице Мозамбика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и его заместителей, рассматривались вопросы по интеграции в структуру Союза программы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем АС на 2003-2004 был избран президент Мозамбика ЖоакимЧиссано, а председателем Комиссии АС - бывший президент Мали Альф УмарКонаре.

Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР ТабоМбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.

С первых дней своего существования АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию в АС), затяжной (восемь раундов) процесс выборов постоянного председателя Комиссии АС и его заместителей на Ассамблее АС в 2003 в г. Мапуту.

За время существования АС было проведено 12 саммитов. Последний проходил с 1 по 4 февраля 2009 г. и вновь показал, что противоречия между государствами - участниками АС до настоящего времени так и не были преодолены. Главными темами 12-го саммита АС стали модернизация инфраструктуры в африканских странах и последствия мирового экономического кризиса.

Также была затронута тема решения вооруженных конфликтов, препятствующих развитию континента и уносящих жизни людей, в частности, ситуация в Сомали, суданской провинции Дарфур, разногласия в Конго и политическая ситуация в Мавритании.

Начиная с 2000-х гг. происходит формирование Всеафриканского парламента, формальным основанием для создания которого послужило вступление в силу 14 декабря 2003 г. протокола к Абуджийскому договору об образовании Африканского экономического сообщества 1991 г. Вслед за этим 18 марта 2004 г. в штаб-квартире АС - столице Эфиопии г. Аддис-Абебе состоялась инаугурация общеконтинентального законодательного органа.

Всеафриканский парламент возглавляет президент и четыре вице-президента, представляющие пять африканских регионов согласно классификации, принятой в Афросоюзе, т.е. Восточную, Западную, Северную и Центральную Африку и Юг континента. Президент и вице-президенты образуют бюро ВАП.

Международная организация, объединяющая пятьдесят два государства, - Африканский союз, который был создан в мае 2001 года и является межправительственным региональным объединением. Этот союз организован на базе ОАЕ (Организация африканского единства).

Причины создания

ОАЕ существовала с 1963 года, и за это время мировые политические силы существенно поменяли расстановку, а потому крупнейшему политическому объединению стран Африканского континента пришлось поменять ориентиры и решать совершенно другие задачи, которые внезапно стали первоочередными. Очень долго создавался Африканский союз, дата создания - только видимый результат многолетней огромной работы.

Хотя стоит заметить, что проблемы в области экономики и теперь остаются прежними: большая часть этих стран к началу нового тысячеления либо находилась в состоянии гражданских войн и цветных революций - чаще затеянных внешними силами, жаждущими передела сфер влияния на территориях, где имеются углеводороды, либо в той же стагнации - с тотальной нищетой, голодом, недостатком питьевой воды. Потому что ни США, ни ЕС сильная Африка не только не нужна, она представляет угрозу их благополучию. Сейчас мировое сообщество ищет новые пути к решению этих задач. Получается пока слабо и очень часто с обратным эффектом.

Свершилось

Африканский союз был задуман и организован стараниями Муаммара Каддафи. Решение было принято в Сирте (Ливия) в 1999 году, когда по этому поводу проводилась встреча на высшем уровне. За основу новая международная организация взяла положительный опыт работы Европейского союза, однако очень многое в деятельности АС отличалось - разные культуры, разный уровень развития - тому причиной.

Тем не менее очень скоро практически все африканские народы почувствовали позитивное развитие государств, вошедших в Африканский союз. Штаб-квартира расположилась в Эфиопии, в Аддис-Абебе. Именно там вырабатывалась самая масштабнейшая программа с огромным и конкретным комплексом мер по развитию экономики Африканского континента.

Состав

В 2003 году все страны Африки объединились в этом союзе, кроме Королевства Марокко. Африканский союз тут ни при чём. Ещё ОАЕ принял в 1963 году в свои ряды Сахарскую АДР, чем Марокко была возмущена и прекратила всякое сотрудничество с организацией, что и продолжается по сей день.

Перспективы Африканский союз имел прекрасные, и очень многое было уже сделано на пути к благополучию народов на континенте. Даже были предприняты шаги для создания собственной валюты, способной заменить доллар, - золотого динара. Все помнят, чем это закончилось.

Спутник

В Африке была самая дорогая связь в мире, потому что Европа за пользование своими спутниками брала полмиллиарда долларов в год. Африканский союз принял эти проблемы, тянущиеся с 1993 года. Запуск собственного спутника разово обошёлся бы всего в четыреста миллионов долларов, любой банкир из ЮАР да и той же Ливии легко мог бы профинансировать такой проект. Однако США, Европа, МВФ и Всемирный банк целых четырнадцать лет кормили Африку только обещаниями.

Муаммар Каддафи дал собственных триста миллионов, ещё сто собрали остальные страны через Африканский банк развития и Западно-Африканский банк, и в 2007 году Россия и Китай поделились технологиями, запустив сначала один спутник - для Нигерии, ЮАР, Алжира и Анголы, а в 2010 году и второй. Ещё один спутник практически готов: произведён и укомплектован прямо в Африке, а готовится запустить его Алжир, страна-участница Африканского союза, в 2020 году. Это получилось в десять раз дешевле, а сами спутники не уступают ничуть лучшим из существующих.

Деньги

Мистер Обама заморозил тридцать миллиардов долларов, которые принадлежали Центральному банку Ливии, а предназначались они для полного торжества Африканской Федерации - детища, которое готовился произвести на свет Африканский союз. Страны этого континента решили положить конец тому франку, которым Франция уже полвека контролирует почти все центральные и западные африканские государства, и начать выпуск панафриканской валюты. Естественно, Муаммар Каддафи должен был за это умереть. И так умереть, чтоб другим неповадно стало.

А валютный фонд Африки мог бы легко заменить международный. Тем не менее всего за двадцать пять миллиардов США поставили весь этот континент на колени, вынудили к нечестной приватизации всех национальных ресурсов частными монополиями. Естественно, разрушив Ливию, Соединённые Штаты пошли на Алжир. Страна не просто богата энергетическими ресурсами, у неё есть фонд в сто пятьдесят миллиардов - наличкой, золотом! Это, естественно, возбуждает страны, разбомбившие не только Ливию. Единственно, потому, что все они банкроты, как ни крути. Войны хорошо оживляют депрессирующие экономики, но лишь на время, а далее ускоряется их упадок.

Хитрый план

США всеми силами противились созданию в Африке своего двойника. АС (Африканский союз) с таким лидером, как Каддафи, этого уже почти добился. ЕС придумал в отместку Средиземноморский союз, но он оказался нежизнеспособным. Муаммар вычислил, что этим действием разрушается Африканский союз, цель создания и задачи которого зиждились как раз на единстве. Оторвать Северную Африку от остального содружества пробовали долго, используя самые изощрённые и проверенные клише от расизма: арабы не смогут ничего построить с остальными чёрными африканцами, говорили они, арабы имеют слишком старую и добрую цивилизацию, арабы умнее, арабы богаче, арабы пусть лучше объединяются с европейцами.

Однако Каддафи быстро раскусил, в чём тут игра, Африканский союз даже не уведомили об учредительном собрании, где собрались целых двадцать семь стран ЕС. Средиземноморский союз родился, Саркози президентствовал в нём, а Мубарак стал вице-президентом. Но деятельность его не состоялась ни в чём. Впоследствии французы попытались возродить такую идею, но, поскольку Каддафи пал, это перестало быть первоочередной задачей. Независимости у Африки как не было, так и нет, поскольку именно Европейский союз финансирует Африканский. Одной рукой разрушает, другой - жалеет беженцев. Из горящей Африки население массово переселяется в перестающую быть тихой Европу.

Почему затеваются войны

Главная цель создания АС - мир в Африке. Этого не получалось достичь пятьсот лет подряд, не удалось и на сей раз. А всё потому, что люди никак не могут выработать одинаковые понятия. Американец, русский, нигериец или турок совершенно по-разному определяет добро и зло, хорошо и плохо. И часто эти понятия диаметрально противоположны. Именно поэтому "чёрная Африка" однажды подписала резолюцию ООН № 1973, по крайней мере, три её страны: Габон, Нигерия и ЮАР.

И начался беспредел: с виду новый геноцид и очередное колониальное завоевание, а на знамёнах пишут "спасение людей". Кто спросил другие африканские страны - Египет, Ливию, Тунис и Алжир? Африканский союз объединял страны. А ООН разъединяет, буквально отрывая от единства союза страну за страной, и каждая - из основных держателей валютного фонда Африки. Можно констатировать, что с Африканским союзом ведётся необъявленная война, несмотря на членство в ООН (и даже тут не единым представительством).

Переходный период

Африканские лидеры стремились к тому уровню единства, какое не было возможно в рамках ОАЕ. Поэтому был одобрен Учредительный акт на саммите этой организации в Того (Лома, 2000 год), и впервые официально объявлено рождение Африканского союза. Тридцать седьмая сессия Ассамблеи ОАЕ в Замбии (Лусака, 2001 год) утвердила целый пакет документов, где была определена правовая база и структура новой организации. На тот момент в Африканский союз вошла пятьдесят одна страна.

А первый саммит состоялся в 2002 году, где провозгласили содействие единству, сотрудничеству и солидарности между всеми государствами и народами Африки. Были выработаны единые позиции для ведения диалога по поводу экономической глобализации с мировым сообществом, в защите территориальной целостности и суверенитета африканских стран, в поддержании стабильности и безопасности на континенте, в мирном разрешении каких-либо региональных конфликтов.

Приоритеты

Деятельность Африканского союза началась с провозглашения экономической интеграции, а не политической, как это было в ОАЕ. Мировая история знает достаточно случаев, когда интеграция основана на соединении экономических интересов, это очень эффективный путь решения многочисленных проблем. Главы государств прекрасно понимали, с чем им придётся столкнуться, а потому опирались на политические и административные объединения севера и юга Африки, западных и восточных её территорий.

Путь был долгим и трудным, но практически все задачи эффективно решались. Однако для того, чтобы результат был достигнут, у Африканского союза были очень могущественные недоброжелатели. И ярким тому подтверждением стали перевороты и оранжевые революции в Заире, Гамбии, Кот-д"Ивуаре, Руанде, Нигере, Сьерра-Леоне и других странах. Растерзана и поделена на кусочки могущественная при Каддафи Ливия, война и беспредел в Сомали, нанесены удары по Египту и нет конца перечислениям.

Структура

Тем не менее Африканский союз продолжает как-то существовать. Высшим органом союза является Ассамблея правительств и государств, исполнительный орган - Комиссия АС, где председатели бывают избраны только на один год. Обычно это глава государства, где в данном году проводился саммит.

Структурой предусмотрен ВАП (Всеафриканский парламент), Суд Африканского союза, а также Африканские центральный банк и валютный фонд. Ничего этого пока не создано! Всё, созданное Каддафи, либо развалено, либо не функционирует. Образуются, правда, специальные технические комитеты. Функционирует экономический союз, где также решаются вопросы политики и культуры. Африканский союз теперь имеет армию, многонациональные, но единые войска которой начали оформление в 2010 году - целых восемь тысяч человек.

Проблемы АС сегодня

Как преемник ОАЕ Африканский союз совсем недавно начал свою деятельность, его задачи определены слишком общо и известны в основном только в узком кругу местных политиков, чиновников и немногочисленных учёных. Даже структура Африканского союза и механизмы деятельности его не до конца проработаны. Проблемы африканского единства пока не только не решены, они значительно выросли со времени гибели Муаммара Каддафи. Видимо, нужен именно такой лидер, каким был ливийский "диктатор", чтобы обеспечить средства и определить функции для каждого института структуры Африканского союза. Но такому лидеру ещё раз появиться просто не дадут.

А глобальные вызовы современного общества продолжают поступать ежечасно, а единой позиции государства Африки так и не выработали, также нет идей для практического воплощения континентальной интеграции. То есть противостоять глобализму Африка пока не может, несмотря на создание такой перспективной организации. Слишком тяжелы реалии, которые существуют буквально на всех территориях Африканского союза, слишком велики трудности, слишком много проблем. И нет лидера, способного объединить народы и государства Африки.

Африканский Союз (АС) - международная межправительственная организация, объединяющая 54 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года. Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза - собрании глав государств и правительств государств - членов организации, которое проводится раз в полгода. Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. В феврале 2009 года было принято решение о преобразовании Комиссии Африканского союза в Полномочный орган Африканского союза.

Цели и принципы:

Цели:

  • укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
  • защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов;
  • ускорение политической и социально-экономической интеграции континента;
  • продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
  • содействие международному сотрудничеству в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека;
  • укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте;
  • укрепление и защита прав человека в соответствии с Африканской хартией прав человека и народови другими инструментами по обеспечению прав человека;
  • создание необходимых условий, благодаря которым континент сможет занимать достойное место в глобальной экономике и в международных переговорах;
  • содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик;
  • содействие сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности с целью повышения уровня жизни населения Африки;
  • координация и гармонизация политики между существующими и будущими региональными экономическим сообществами с целью постепенно достижения целей Африканского союза;
  • прогресс в развитии континента через содействие в научных исследованиях во всех сферах, прежде всего в сфере науки и технологий;
  • сотрудничество с соответствующими международными партнёрами в деятельности по искоренению болезней и содействию здоровому образу жизни на континенте.

Принципы деятельности:

  • суверенное равенство и взаимозависимость между государствами-членами Африканского союза;
  • уважение государственных границ, которые существовали на момент получения государствами независимости;
  • участие африканских народов в деятельности Африканского союза;
  • выработка общей оборонной политики для африканского континента;
  • мирное разрешение конфликтов между государствами-членами Союза посредством подходящих мер, одобренных Ассамблеей Африканского Союза;
  • запрет на применение силы и угрозы силой между государствами-членами Союза;
  • невмешательство государств-членов во внутренние дела других государств;
  • право Союза вмешательства в дела государства-союза по решению Ассамблеи организации в случае военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности;
  • мирное сосуществование государств-членов и их право существовать в мире и безопасности;
  • право государств-членов обратиться к организации с просьбой о её вмешательстве в дела государства с целью восстановления мира и безопасности;
  • содействие самодостаточности в рамках Союза;
  • содействие равенству полов;
  • уважение демократических принципов, прав человека, верховенства закона и добросовестного государственного управления;
  • содействие социальной справедливости с целью обеспечения сбалансированного экономического развития;
  • уважение неприкосновенности человеческой жизни, осуждение и отказ от безнаказанности и политических убийств, актов терроризма и подрывной деятельности;
  • осуждение и отказ от неконституционной смены правительств.

Структура:

Высшим органом Африканского союза является Ассамблея , которая состоит из глав государств и правительства или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не меньше одного раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состава глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия. Она:

  • определяет общую политику Африканского союза;
  • принимает, рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами Союза;
  • рассматривает вопрос о членстве в организации;
  • учреждает новые органы Союза;
  • осуществляет контроль за реализацией политики и решений Союза, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • принимает бюджет Союза;
  • даёт указания Исполнительному совету по поводу управления конфликтами, войнами и другими чрезвычайными ситуациями и восстановления мира;
  • назначает и снимает с должности судей Верховного суда Африканского союза;
  • назначает председателя Комиссии и его заместителей, комиссара Комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

С целью укреплению дальнейших интеграционных процессов, прежде всего экономических, в 2004 году создан Панафриканский парламент , который со временем должен стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в городе Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 53 государств-членов организации.

Исполнительный совет (ИС) Африканского союза состоит из министров иностранных дел или других министров/государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи ИС в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайную сессию. ИС занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществление политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несёт перед ней ответственность. Сфера деятельности и ответственности ИС включает:

  • внешнюю торговлю;
  • энергетику, промышленность и природные ресурсы;
  • продовольствие, сельскохозяйственные и животные ресурсы, животноводство и лесную промышленность;
  • водные ресурсы и ирригацию;
  • защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • транспорт и коммуникации;
  • страхование;
  • образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов;
  • науку и технологии;
  • гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы;
  • социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
  • учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения в ИС, как и в Ассамблее, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом:

  • Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов;
  • Комитет валютных и финансовых дел;
  • Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов;
  • Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды;
  • Комитет транспорта, коммуникаций и туризма;
  • Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов;
  • Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

Внутри Африканского союза действуют и другие органы:

  • Верховный суд;
  • Комиссия Африканского союза (административно-исполнительный орган организации, выполняющий функции секретариата Африканского союза);
  • Комитет постоянных представителей;
  • Экономический, социальный и культурный совет;

Год образования -2002

Число членов -53

Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия)

Рабочие языки - английский, арабский, испанский, французский, португальский, суахили.

Африканский Союз - правопреемник Организации Африканского Единства (ОАЕ), созданной в Аддис-Абебе в 1963 г. Двумя важнейшими задачами ОАЕ являлись укрепление солидарности и сотрудничества африканских стран и изживание негативных последствий колониализма. Одной из важнейших норм, выработанных во взаимоотношениях африканских стран еще в начальный период существования ОАЕ, стал принцип нерушимости границ, не допускающий кардинального пересмотра политической карты Африки.

Инициатором преобразования ОАЕ в более тесное интеграционное объединение АС выступил лидер Ливии Муамар Каддафи. Эта программа стала реализовываться после встречи глав африканских государств в ливийском городе Сирт в 1999 г., а 9 июля 2002 г. ОАЕ официально трансформировалась в АС.

Население Африканского Союза составляет примерно 900 млн человек, территория около 30 млн км 2 . Членами союза являются 52 независимых государства Африки и самопровозглашенная на территории Западной Сахары Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). В 1984 г. в знак протеста против принятия в ОАЕ САДР из организации вышло Королевство Марокко, считающее Западную Сахару частью своей территории. Марокко продолжает сторониться и Африканского Союза. Председатель АС избирается сроком на год из глав африканских государств. В январе 2008 г. на саммите в Аддис-Абебе председателем Африканского Союза был избран президент Танзании Джакая Киквете.

В названиях как самой организации, так и ее органов и подразделений, явно угадываются аналогии с устройством Европейского Союза. Высший орган союза - Ассамблея глав государств и правительств. К участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Высший исполнительный орган - Комиссия АС. С 2004 г. работает Всеафриканский парламент (по 5 депутатов от каждой страны, независимо от численности их населения), его сессии проходят в пригороде Йоханнесбурга (ЮАР) Мидранд. Планируется создание Африканского суда. В будущем у АС появятся единые вооруженные силы.

Важное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что приоритетом организации провозглашается экономическая интеграция. Органами АС разработана экономическая программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), в которой определяется стратегия развития экономики государств континента. Озабоченность лидеров государств вызывает крайне низкий уровень экономических связей между африканскими странами: на долю межафриканской торговли приходится менее 5% общего товарооборота континента. Внешнеторговые связи африканских государств с развитыми странами Европы и Америки несравнимо интенсивнее их торгового обмена друг с другом. В странах АС предусматривается введение единой валюты афро (намечено на 2023 г.).

Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций всех стран Африки, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. АС участвует в миротворческих операциях в суданском Дарфуре, Сомали, на Коморах.

Процесс интеграции не идет гладко. Затягивается создание Африканского суда и введение единой валюты (изначально ее частичный ввод планировался на 2004 г.). Очень большие сомнения высказываются относительно проекта создания зоны свободной торговли и свободного перемещения населения по примеру Шенгенской зоны в Европе. Внутри АС имеются серьезные противоречия между странами Северной и Тропической Африки, между англоязычными и франкоязычными странами, между региональными лидерами (ЮАР, Нигерия, Египет и др.), стремящимися не упустить свои лидирующие позиции, и рядовыми государствами.

Перспективы. В перспективе в Африканский Союз возможно возвращение Марокко при условии урегулирования конфликта в Западной Сахаре.