Аудитор. Аттестация аудиторов

Институт международных стандартов учета и управления осуществляет подготовку к сдаче квалификационного экзамена на аттестат аудитора по , утвержденной Единой аттестационной комиссией (ЕАК) .

Аттестат аудитора является необходимым документом для подписи аудиторских заключений и является залогом успешной карьеры в аудите. Особенно востребованы на рынке труда аудиторы с единым аттестатом нового образца, полученным начиная с 2011 года.

Курсы аудиторов проводятся очно с подробным изложением всего материала программы преподавателем на занятиях, детальным разбором тестов в аудитории и повторением проблемных вопросов.

Занятия проводят доктора и кандидаты экономических наук, практикующие аудиторы и консультанты крупных аудиторских компаний, финансовые директора и аналитики, имеющие многолетний преподавательский опыт. Помимо общих занятий, курсы аудиторов включают также возможность получения индивидуальных консультаций касательно практических вопросов, связанных с тонкостями аудита, бухгалтерского учета и налогообложения.

По окончании обучения, в случае успешного прохождения всех этапов квалификационного экзамена, выдается единый аттестат нового образца , который позволяет аудитору подписывать аудиторские заключения без ограничений по отрасли, форме собственности и размеру проверяемой организации. Получаемые в ходе подготовки знания позволяют считать обладателя аттестата экспертом в области бухучета и аудита.

Претендент на получение квалификационного аттестата должен соответствовать квалификационным требованиям к уровню образования и стажу работы, изложенным ниже.

К сдаче квалификационного экзамена допускаются претенденты, имеющие высшее образование, полученное в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию.

Аттестат аудитора выдается саморегулируемыми организациями (СРО) при условии, что ко дню объявления результатов квалификационного экзамена претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности, либо ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Наши преимущества:

  • Наши слушатели имеют уникальную возможность без дополнительной оплаты и без ограничений посещать занятия по другим направлениям обучения.
  • Очная форма обучения, Вы целиком вовлечены в подготовку, не отвлекаетесь на посторонние рабочие или личные дела.
  • Оплата в рассрочку

Основные разделы программы:

  • Правовое регулирование хозяйственной деятельности
  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Налогообложение юридических и физических лиц
  • Финансы организаций: менеджмент и анализ
  • Аудит
  • Самостоятельная подготовка и решение задач
  • Консультации перед экзаменом по всем темам

Необходимые документы для поступления

  • Регистрационный лист
  • Нотариально заверенная копия диплома об образовании
  • 4 цветные фотографии 3х4 (желательно матовые и без уголка)
  • В случае несовпадения фамилии претендента в дипломе, паспорте и трудовой книжке необходимы нотариально заверенные копии документов (свидетельство о браке, разводе и т.д.), подтверждающие смену фамилии.

Регистрация:

Для регистрации необходимо выслать по электронной почте заполненный регистрационный лист.

Порядок аттестации:

Регистрация на экзамен осуществляется слушателями самостоятельно на сайте Единой аттестационной комиссии (ЕАК) www.eak-rus.ru. Квалификационный экзамен состоит из двух этапов: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы. Компьютерное тестирование проводится каждый месяц. Претенденты, успешно сдавшие тестирование, допускаются к письменной работе. Сдача письменного экзамена организуется Единой аттестационной комиссией два раза в год, обычно, в декабре и июле.

Оформление результатов обучения:

Квалификационный аттестат аудитора

Сфера аудита в России уже два года находится в ситуации перманентных реформ. Эти реформы отнюдь не рядового характера. Их разнообразие и интенсивность сообщают эмоциональный фон всему аудиторскому сообществу, так что с «палубы аудиторского корабля», например, можно услышать речь не только отдельных аудиторов, но и их представительного собрания: «Присутствующие на заседании круглого стола аудиторы Дальневосточного региона обсудили вопрос о состоянии рынка аудиторских услуг и пришли к единому мнению о том, что в стране последовательно проводятся мероприятия, направленные на полную ликвидацию отечественного аудита, на активное вытеснение небольших региональных аудиторских компаний с рынка аудиторских услуг» 1 .

Что это за мероприятия? Это введение института саморегулируемых организаций, многочисленных условий и платежей, связанных с вступлением в СРО, изменения в стандартах качества, контроле качества, введения системы внешнего контроля качества со стороны Росфиннадзора, изменения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и многое другое.

Но самым шокирующим среди мероприятий реформы аудита в России стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов, упоминаемая в ФЗ «Об аудиторской деятельности» в качестве экзамена на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемого «в упрощённом порядке». Согласно Закону, аудиторы вправе его сдавать до 1 января 2013 года. Закон не обязывает аудиторов проходить «упрощённые» испытания, но сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не станет обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 года не смогут не только подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, но осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других типов объектов, упомянутых в статье 5 части 3 Федерального закона № 308 от 30 декабря 2008 года.

Органом, которому была поручена организация экзамена, стало Министерство финансов РФ. В сентябре 2009 года, через 9 месяцев после выхода упомянутого Федерального закона, на сайте Минфина издается проект положения об упрощенном экзамене, в котором проявляются его очертания.

Экзамен обещал быть жестким. Каждому аудитору готовился «индивидуальный тест» из 60 (или 30) вопросов. Вопросы из нескольких областей (в зависимости от типа аудиторского аттестата) - в основном, по бухгалтерскому учету в России и в европейских странах (МСФО). Учить «обычный» бухгалтерский учет коммерческих организаций предлагалось аудиторам, имеющим аттестат только аттестат по банковскому аудиту (напомним, это 4,6% аудиторов). Остальным 95,4% аттестованным профессионалам было необходимо постигнуть особенности бухгалтерского учета в специальных областях и секторах экономики: банках, инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, страховых организациях, биржах и.т.д. Кроме этого, на экзамене предлагалось проверить знание ряда международных и российских законов из области борьбы с коррупцией, федеральных стандартов в области контроля качества аудита, и.т.д.

На выходе получался довольно большой объем вопросов, требующий знаний, освоить которые можно за пару месяцев занятий в группах подготовки, либо самостоятельно. При этом необходима полная изоляции от мира с учебниками и распечатанными текстами законов, инструкций, регламентов, положений (в общей сложности это несколько тысяч страниц машинописного текста).

Любопытно, что на фоне строгости проявились человеколюбие и гуманизм разработчиков аттестации (видимо, предчувствуя тяжесть ноши для целого профессионального сообщества, преимущественно, находящегося в постоянных командировках на объектах проверок, слеза прокатилась по щеке разработчиков), по крайней мере, в первоначальном виде Положения об экзамене, сдаваемом в упрощенном порядке. В этой редакции Положения аудиторам предлагалась льгота, дающая право вместо того, чтобы сдавать ряд областей знаний, прослушать специальный курс повышения квалификации. Через три месяца после публикации Положения (в начале ноября 2010 года), Проект превратился в Положение, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 118н (то есть, задним числом), но обещанная льгота из него исчезла.

Аудиторские саморегулируемые организации были возмущены фактом отмены обещанных послаблений, и даже встречались с руководством Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности 2 , а также писали письма Министру финансов РФ 3 , но всё было бессмысленно: льгота по еще большему упрощению упрощённого экзамена не вернулась.

Для российских аудиторов начались суровые времена. В конце 2010 года всеми шестью саморегулируемыми организациями создается Единая аттестационная комиссия (ЕАК), которая должна непосредственно готовить экзаменационные тесты, вводить их в специально заказанную компьютерную программу, планировать расписание, проводить сам экзамен, публиковать результаты. Сайт ЕАК фактически появляется только после новогодних каникул, хотя там имелась новость от 30 декабря 2010 года 4 (поразительно, какое существенное значение в нашей стране имеет феномен «заднего числа»!)

От начала 2011 года и до середины марта наступило временное затишье, которое лишь время от времени прерывали новые события: так, на сайте ЕАК появилась информация о плате, взимаемой за сдачу упрощённого экзамена. Его стоимость для проходящих аттестацию составила 10000 рублей 5 . Сумма была на 500% больше, чем аудиторы платили за первичный (не упрощённый!) экзамен, когда его курировал МинФин РФ. Установление такого размера оплаты вызвало возмущение в аудиторском сообществе, и оно не стихает до сих пор. Министерство финансов РФ также рекомендовало снизить цену за экзамен, но как бы не в силах повлиять на ценообразование, поскольку формально ЕАК учреждалась не Министерством финансов, а саморегулируемыми организациями аудиторов. Резонно, что тот, кто учредил, пусть сам и разбирается (такая интонация звучит в ответе Минфина РФ саморегулируемым организациям аудиторов). 6

Единая аттестационная комиссия была торжественно непреклонна, но к 1 августа созрела для «как бы» уступок, и предложила скидку в оплате экзамена в размере 50%, но только для таких категорий аудиторов, которые, по мнению аудиторских СМИ 7 вряд ли составят и сотую часть сообщества. К льготным ЕАК отнесла такие редкие категории представителей аудиторской профессии, как ветеранов боевых действий, ликвидаторов аварии на ЧАЭС 1986-1987гг., доноров - граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».

В случае провала на экзамене повторная сдача разрешалась, но до конца лета 2011 года в аудиторской среде ходили упорные слухи, что аудитор может рассчитывать только на две дополнительных попытки. Сомнения развеяла сама ЕАК, разместив на своем сайте FAQ в статье под названием «Упрощённо - не значит просто» 8 , где Директор комиссии дает ответы на наиболее спорные вопросы. И в ответ на вопрос «ограничено ли количество попыток» звучит торжественное «нет». Однако каждая новая попытка сдачи экзамена обойдется аудитору снова в 10000 рублей. Действительно, между упрощённостью и простотой пролегает какая-то невидимая финансовая грань…

Ситуация осложнялась и тем, что довольно долго не было понятно, как именно готовиться к экзамену. Очень многое в методологии подготовки зависит от того, как будет сформулирован вопрос теста. Для наглядности приведем пример из области экзамена «бухгалтерский учет в банках». Известно, что банковский план счетов содержит несколько десятков тысяч номеров. Когда для работы в банке аттестуют бухгалтера, квалификационным требованием к нему считается не только знание названий и правил корреспонденции этих счетов, но и их номеров. Эти требования обоснованы, так как бухгалтерский учет в банках - область специализации, несколько лет изучаемая в ВУЗах, готовящих работников кредитных организаций. Поэтому вопрос теста для банковского бухгалтера может быть сформулирован следующим образом:

«Денежные средства зачислены на корсчет банка при неправильном наименовании клиента:

Варианты ответов:

a. Д 30102 К 47418

b. Д 30102 К 47417

c. Д 30102 К 47416»

От аудитора, не знакомого с банковским бухгалтерским учетом (еще раз напомним, что это обладатели общего аттестата аудитора, которые составляют более 9/10 от всего аудиторского сообщества России), подобная формулировка вопроса требует знания номеров счетов. Это означает, что во время подготовки он должен затратить продолжительное время на заучивание соответствия названий номеров счетов их номерам. Но если в вопросе теста раскрывается название счета, то подобного запоминания не нужно.

Единая аттестационная комиссия долго не раскрывала информации о характере тестов, и опубликовала несколько примерных тестовых вопросов (от 6 до 8 в каждой области экзамена) меньше чем за неделю до первого экзамена, назначенного на 17 марта 2011 года. Однако для понимания того, как готовиться к «упрощённым испытаниям», предложенных вариантов оказалось явно недостаточно!

Возможно, что в ЕАК были слишком озабочены безопасностью тестовой базы. Действительно, в Положении о порядке упрощенного экзамена говорится о беспрецедентных мерах, направленных против несанкционированного доступа к тестовым вопросам. Так, согласно Положению №118н, ЕАК «обеспечивает сохранность документов и материалов, связанных с проведением и сдачей упрощенного экзамена»; Далее в тексте документа говорится: «Единая аттестационная комиссия обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения вопросов, а также от иных неправомерных действий» 9 .

Кроме вопросов безопасности доступа к тестам, в Положении говорится об обязанности ЕАК периодически обновлять тестовую базу: «Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, подлежит обновлению ежеквартально не менее чем на 30 процентов». 10

На практике база вопросов обновляется гораздо более существенно, чем на 30%. Аудиторы, принимавшие участие в сдаче экзамена два раза (и более двух раз), свидетельствуют о том, что каждую новую сессию экзамена тесты меняются очень сильно, в том числе, по сценарию вопроса. Например, в одном случае вопросы формулируются по принципу «вставьте пропущенное слово» из нормативного акта, а в другом предлагается решить задачу или хозяйственную ситуацию. Ни методологи ЕАК, ни какие-либо другие уполномоченные лица никого не информируют, как вопросы будут сформулированы. Аудитор приходит на экзамен, садится за компьютер и видит вопросы своего теста на экране.

Любому профессиональному тестологу или методологу, знающему принципы аттестации, должно быть понятно, что подобный подход прямо влияет на специфику подготовки и количество времени, затрачиваемого на неё. Если требуется наизусть выучить нормативный акт как «школьное стихотворение», чтобы точно помнить последовательность слов и не ошибиться в варианте ответа, требуется нагрузка на память. Времени на такое «зазубривание» нужно много. В случае, когда вопрос теста требует решения задачи, актуальны другие навыки и умения, а готовиться нужно иначе.

Логично, что для целей качественной подготовки к упрощённому экзамену нужно было начинать с методологии, обучения преподавателей. Никто не мешал также сообщить аудиторскому сообществу, где и как готовиться к экзамену, а не отпускать аудиторов «в свободное плавание» на неограниченное количество попыток в размере 10000 рублей каждая. По всей видимости, в исполнительном органе, ответственном за проведение экзамена, провели политический, но не этический баланс между стремлением исполнить всю «букву» Положения 118н и ответственностью перед физическими лицами - аудиторами, вынужденными проходить дополнительную аттестацию для того, чтобы оставаться в своей профессии.

Так был организован экзамен со стороны ЕАК. К этому стоит добавить слабую методологическую поддержку аудиторов со стороны СРО аудиторов. Первое, и самое лучшее, что могли сделать СРО - это заявить программы подготовки к упрощенному экзамену в числе программ обязательного ежегодного повышения квалификации. Но впервые об этом заговорили в Аудиторской палате России в мае-июне 2011 года, а практически подобные курсы подготовки (в виде 40 часов ежегодного повышения квалификации с выдачей сертификата, подтверждающего действительность аттестата аудитора) стали засчитываться не ранее конца августа 2011 года.

Первыми на вызов упрощённого экзамена откликнулись учебно-методические центры (УМЦ), проводящие курсы повышения квалификации аудиторов. Они предложили своих (и нанятых из ВУЗов) преподавателей дисциплин, проверяемых на упрощённом экзамене. Однако УМЦ действовали на свой страх и риск, не зная содержания вопросов и характера тестов.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что аудиторы уже давно не студенты (вспомним статистику, согласно которой почти половина аудиторов России старше 45 лет), и в силу своей профессиональной занятости, у них просто катастрофически не хватает свободного времени. В редкие выходные, когда аудиторы не находятся по служебным заданиям в командировках, их ждут дети, родственники, дела, которые никто за них не сделает.

Все вышеперечисленное сильно усложняло задачу качественной подготовки аттестованных аудиторов к условиям дополнительной аттестации. Это отразилось на количестве сдававших, так и на результатах упрощённого экзамена. Приведем данные по статистике:

Первый экзамен, назначенный Единой аттестационной комиссией, прошел 21 марта 2011 года. Было допущено 13 человек, сдали 5 (38% сдавших). Результаты второго экзамена от 27 апреля 2011 года, такие: из 25 аудиторов прошли испытание 9 (39%). Третий экзамен проходил 26 мая 2011 года: из 42 претендентов набрали проходной балл 12 участников (28,6%). На экзамене 29 июня 2011 года участвовали 114 человек; сдали 38 аудиторов (34,9%). Пятый экзамен - 20 июля 2011 года. Из 158 аудиторов получили единый аттестат аудитора 77 человек (50% сдавших). 10 августа 2011 года проходил шестой экзамен. Количество кандидатов - 178, сдали экзамен 54 человека (31%). 15 сентября 2011 года допущены к экзамену 85 претендентов, сдали 34 (41%). 30 сентября участвовало 338 претендентов, сдали 98 человек (29,6%). Сессия от 13 октября 2011 года принесла такие результаты: из 145 аудиторов сдали 35 (25%), 27 октября 2011 года из 456 претендентов сдали 138 (31%), 17 ноября 2011 года сдававших было 481, а сдавших 144 (31%).

Если суммировать все результаты, то к настоящему времени было 2035 допусков к упрощенному экзамену. В числе этих допусков есть кандидаты, сдававшие экзамен несколько раз, поэтому абсолютное число аудиторов примерно на 30-40% меньше, то есть около 1200 - 1300 человек. Из них успешно прошли тестирование 644 человека (31,6% от абсолютного числа попыток).

Таким образом, по состоянию на начало декабря 2011 года, из 26566 аудиторов, состоящих в саморегулируемых организациях аудиторов, получат единый аттестат аудитора 644 человека, или 2,42% от численности аудиторского сообщества России!

Ситуация с упрощённым экзаменом в конце 2011 года напрямую влияет на надвигающуюся перспективу 2012 года, когда, согласно Закона №308-ФЗ, аудиторам, не имеющим единого аттестата, запрещено участвовать в аудиторской деятельности по проверке всех общественно-значимых организаций и учреждений, подлежащих . Для российского аудита эта ситуация, без преувеличения, кризисная. Предположим, что до конца 2011 года, согласно наметившейся прогрессии сдачи упрощённого экзамена, его сдадут еще 200 человек, то есть количество обладателей единого аттестата к началу 2012 года будет составлять 850 человек. Эти аудиторы должны будут проверять все подлежащие (только этот сектор представляет собой более 5% от всего рынка аудиторских услуг!), банки (огромный объем работы!), инвестиционные фонды, биржи, страховые организации и другие общественно-значимые субъекты хозяйственной деятельности, (их список, по всей видимости, ещё далек от окончательной редакции).

Учитывая неравномерность распределения аудиторов с единым аттестатам среди более чем 5000 аудиторских компаний в России, к началу 2012 году возможны два следующих сценария:

Передел аудиторского рынка, то есть передача общественно-значимых организаций как клиентов в те аудиторские фирмы, где уже есть аудиторы с единым аттестатом.

- «охота» аудиторских организаций за аудиторами - обладателями единого аттестата, предложение им лучших условий (по сравнению с аудиторами, обладающими аттестатами «старого образца»).

В своей худшей реализации второй сценарий содержит в себе опасный потенциал, когда единый аттестат может стать предметом аренды 11 . С другой стороны, обладатели единого аттестата получили его дорогой ценой, поэтому вряд ли эти аудиторы столь легкомысленно будут относиться к своей профессиональной карьере (тем более, что аудитор за подобные действия точно будет подвергнут дисциплинарной, но не исключено, что и уголовной ответственности).

Нельзя сказать, что в данной критической ситуации саморегулируемые организации аудиторов бездействуют. Попытки повлиять на ситуацию были. Уже упоминались несколько писем и обращений в Министерство финансов РФ, подписанных всеми СРО. Однако все до единого случая «достучаться» до государственного регулятора аудиторской деятельности были безуспешными. Наиболее отчаянное желание повлиять на сложившуюся ситуацию очевидно из инициативы СРО Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). На сайте ИПАР в разделе «новости» сравнительно недавно был опубликован текст обращения аудиторов в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС), в Министерство юстиции РФ, в Министерство финансов РФ, и даже в Высший совет партии «Единая Россия» 12 .

Обращение очень эмоционально, его формулировки отражают высокую степень озабоченности ситуацией, в которой целое профессиональное сообщество оказалось «бесправным» и неспособным как-либо повлиять на свою судьбу. Повторной аттестацией «нарушаются конституционные права», «процедура сдачи экзамена… не выдерживает никакой критики», упоминается «некорректность формулировок экзаменационных вопросов и ответов к ним» и др. И все же, несмотря на такой очевидный «крик о помощи», но учитывая сложившиеся тенденции реформы аудита в России, можно попробовать заранее спрогнозировать ответ государственных и партийных органов - респондентов обращения.

Реформа аудита в России находится в той стадии, когда условный «поворот обратно» уже невозможен даже в случае серьезного изменения политического расклада. Выразим частное мнение: по всей видимости, реформа аудита связана с антикоррупционной составляющей. В ситуации «зашкаливающей» за здравый смысл системной коррупции в России не столь важно (и даже опасно) установление объективных факторов или даже лиц, виновных в формировании и поддержании огромного коррупционного «бюджета теневой экономики». Более результативной становится попытка использовать возможные ресурсы для исправления такого положения дел. В перспективе такого видения, аудитор, имеющий прямой доступ к документам учета и отчетности на предприятиях, подлежащих аудиту, выглядит как лицо, от которого можно ожидать информирования соответствующих органов о фактах коррупции, либо легализации доходов, полученных преступным путем.

Для того, чтобы достигнуть целей, поставленных реформой, нужно сформировать принципиально новое профессиональное сообщество аудиторов, в котором изменится качество требований к представителю «проверяющей» профессии. Это сращение обширных знаний, опытности, высоких стандартов этики, безупречной репутации, а также понимания задач, поставленных государством, то есть определенного вида патриотизма. Инструментально такое сообщество уже создается с помощью «упрощённого экзамена» как серьезного барьера для «старого аудита», и вряд ли идеологи реформы аудита смогут найти что-то лучше, чем деятельность Единой аттестационной комиссии. Поэтому что-то радикально менять (может быть, за исключением вопроса ценообразования упрощенного экзамена, которым может заинтересоваться ФАС) вряд ли заинтересован кто-то из адресатов упомянутого выше письма одного из СРО аудиторов.

Как развитие батальных событий в ноябре 2011 г. завершилась государственная регистрация Национального Союза аудиторских объединений (НСА), созданная как ассоциация саморегулируемыми организациями аудиторов: Некоммерческим партнерством «Институт профессиональных аудиторов России» (ИПАР), Некоммерческим партнерством «Московская аудиторская палата» (МоАП), Некоммерческим партнерством «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), Некоммерческим партнерством «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

На первом, после регистрации, общем собрании Союза 23.11.11 г. главное внимание было уделено Обращению аудиторов России к президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и председателю Правительства Российской Федерации, председателю партии «Единая Россия» В.В.Путину, в котором описана катастрофическая ситуация, сложившаяся в сфере аудиторских услуг. 13

Как бы далее не развивались события, уже сейчас очевидно, что рынок аудита в России переживает серьезные потрясения. Только немногие участники этого рынка, откликаясь на вызов времени, предлагают услуги, направленные не на попытки политического влияния на происходящие события (пока все они оказались бессмысленными). Гораздо полезнее в такой ситуации - экономическое решение проблемы аудиторских компаний, оказавшихся в крайне затруднительном положении. Например, в компании « » уже в настоящее время работает система обслуживания аудиторских компаний, позволяющая им выжить на рынке аудиторских услуг, снизив издержки на обслуживание клиентов, и сохранив свой бизнес.

В перечень услуг для аудиторских компаний включаются помощь в прохождении контроля качества со стороны СРО, а также контроля, проводимого Росфиннадзором; подготовка аудиторов компании к упрощённому экзамену, которая предполагает как занятия в группах подготовки, так семинары по методологии самостоятельной подготовки. Отдельная услуга, которая уже сегодня востребована - обслуживание клиентов силами специалистов, имеющими единый квалификационный аттестат аудитора. Если мы поможем себе сами, то сумеем сохранить наш общий аудиторский корабль, и он сможет пережить любой шторм!

Человек, занимающийся аудиторской деятельностью, должен пройти соответствующую подготовку. Это касается не только их образования, но и лицензии. А право на её получение дает только аттестация аудиторов . Для того, чтобы пройти эту проверку знаний, получить сертификат и заняться означенной деятельностью, необходимо соответствовать определенным нормам и критериям, прописанным в законодательстве. Также аттестация аудиторских кадров должна проводиться по определенным правилам и соответствовать установленным правовыми актами требованиям.

Аттестация аудиторской деятельности

Аттестация аудиторской деятельности подразумевает под собой проверку профессиональных знаний специалиста, прошедшего соответствующее обучение. После того, как они проходят это оценивание, им предоставляется один из квалификационных классов:

  • Люди, получившие первый класс квалификации, имеют право работать в областях, связанных только с общим аудитом;
  • Люди, получившие второй класс квалификации, могут работать в областях общего аудита, которые связаны с ведением биржевой деятельности, работы внебюджетных фондов и деятельности разнообразных инвестиционных организаций;
  • Люди, получившие третий класс квалификации, получают право заниматься аудиторской деятельностью в компаниях, косвенно или напрямую связанных со страховкой;
  • Специалист, получившие четвертый класс квалификации, получает право работать в общих областях аудиторской деятельности, которые связаны с деятельностью банков и финансовых учреждений;

Аттестация аудиторской деятельности проходит в несколько этапов. Они длятся на протяжении трех дней и включают в себя письменные работы на такие темы, как:

  • Аттестация аудитора в областях хозяйственного права;
  • Налоги и части правовой деятельности, которые связаны с ними;
  • Учет и ведение бухгалтерской деятельности;
  • Аудиторская деятельность.

Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности для отдельного специалиста возможны только в том случае, если он соответствует определенным нормам и критериям, установленным законодательными нормами. В список этих требований входят:

  • Наличие законченного высшего образования, и документа, который может подтвердить факт его получения. Сотрудник должен пройти обучение на экономических или юридических специальностях, в вузах, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих официальную аккредитацию от Правительства.
  • Также сотрудник должен иметь не меньше 3 лет рабочего стажа на экономических или юридических должностях.

Только в том случае, если он соответствует всем выдвинутым критериям, человек имеет право поучаствовать в аттестации и, если проверка будет сдана, получить официальную лицензию. И если сотрудник будет заниматься аудиторской деятельностью без соответствующего сертификата, то таким образом он нарушит законодательство и его накажут.

Стоит отметить, что подобное касается и других специалистов, которые должны проходить аттестацию для подтверждения их квалификации. Потому что само наличие подобной проверки знаний говорит о том, что государство внимательно наблюдает за их деятельностью и придает ей большое значение.

И надо помнить, что единожды полученная квалификация и лицензия не остаются с человеком навечно. Она может быть аннулирована в определенных случаях:

  • Если ответственные государственные органы с точностью установили, что документы, предоставленные человеком при прохождении аттестации, являются фальшивыми;
  • Если есть постановление, изданное и подтвержденное судом, где говорится, что лицензию следует аннулировать;
  • Если ответственные государственные органы точно установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, зависим от другого лица и поэтому принимает решение в его пользу, и если специалист не соблюдает принцип конфиденциальности;
  • Если ответственные государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, постоянно и систематически проводит проверки с нарушениями норм и требований, которые выдвинуты в законодательстве;
  • Если государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, подписал заключение проверки, не проводя её;
  • Если государственные органы контроля узнали, что специалист, получивший квалификацию и лицензию, не занимался аудиторской деятельностью на протяжении двух лет;
  • Если аудитор проходит обучение и курсы по повышении квалификации, при этом нарушая требования, которые выдвинуты в законодательстве.

Если у человека отобрали лицензию из-за фальшивых документов, зависимости в решениях, постоянных нарушений в проведении аудиторских проверок или подписания заключения проверки без её проведения, то такой специалист лишается права пройти аттестацию повторно. Эта сфера деятельности для него полностью закрыта из-за тяжести вскрывшегося проступка.

Решение о том, что у человека нужно отобрать лицензию, может принять только уполномоченный орган федерального контроля. Но специалист, если он считает, что подобное решение неправомерно, может обжаловать его в судебном порядке. Для того, чтобы обратиться в суд, у него есть три месяца, и срок начинается с того момента, как уведомление об аннулировании лицензии попадает в руки к специалисту. И если суд не удовлетворит его требования, то следующие три года он лишается права обращаться в аттестационные комиссии с целью получить новую лицензию.

Порядок аттестации аудиторов

Перед тем, как подать заявление о получении квалификации аудитора, человек должен пройти через несколько этапов подготовки.

Для того, чтобы пройти аттестацию и получить соответствующую квалификацию, лицензию, необходимо обратиться в соответствующие органы. Это могут быть не только территориальные структурные подразделения федеральных исполнительных организаций, но и учебные центры, получившие разрешение на проведение подобных проверок знаний. Об этом говорится в Федеральном законе №307 от 30.12.2008.

Обратившись туда, специалист должен подать соответствующее заявление и отправить пакет необходимых документов, о котором написано выше. После того, как вся документация пройдет обработку и проверку, претенденту на получение аудиторской квалификации придет уведомление, где будет сказано о времени и месте проведения письменного экзамена.

Проверка профессиональных знаний проходит по определенной программе, которая длится два дня.

  • Первый день – каждый претендент получает три задания из экзаменационного билета, который ему дают индивидуально;
  • Второй день – каждый претендент получается по два экзаменационных задания из индивидуального билета и одно практическое задание;

После того, как специалист сдаст аттестацию на получение лицензии аудитора, его обучение не заканчивается. Он обязан получать знания на специальных курсах для повышения квалификации. Подобное дополнительное обучение должно проходить каждый календарный год, начиная с того момента, как аудитор прошел аттестацию и получил лицензию. Минимальное количество часов, которое человек должен провести на таких курсах, составляется той аудиторской организацией, где он работает. Но законодательство говорит о том, что подобное обучение должно занимать больше 20 часов в год.

Также стоит обратить внимание на то, что обучение и аттестация проводятся не бесплатно. В организациях, которые занимаются подобными кадровыми процессами, есть четко установленная сумма, которую необходимо уплатить, чтобы получить нужные навыки и, в конце концов, пройти лицензирование.

Лицензирование аудиторской деятельности

После того, как специалист-аудитор прошел всё необходимое обучение, получил требующуюся для такой должности подготовку, сдал аттестацию и подтвердил свою квалификацию, начинается этап, во время которого человек получит действующую лицензию.

Процедура лицензирования, и все положения, которые на неё распространяются, утверждены в Постановлении Правительства №190 от 29.03.2002. Срок действия лицензии – 5 лет. После того, как это время закончится, человек должен будет подтвердить свои знания и продлить действие сертификата. Стоит отметить, что нет никаких ограничений на то, сколько раз сотрудник имеет право продлевать свое разрешение на аудиторскую деятельность.

Для того, чтобы получить лицензию, человек должен соответствовать некоторым требованиям:

Только соблюдение всех этих требований гарантирует получение соответствующей лицензии. И если человек нарушает хотя бы один из описанных выше пунктов, то это может привести к тому, что процесс лицензирования будет приостановлен. Также федеральные органы контроля получат юридическое основание для того, чтобы провести процедуру аннулирования лицензии.

Также стоит отметить, что подобный контроль за аттестацией и лицензированием аудиторского персонала объясняется тем, что правительство уделяет много внимания деятельности этих специалистов. Последствия их ошибок, или специально сделанных допущений, могут принести тяжкий вред не только отдельному человеку, но и государству в целом.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности представляет собой согласно статье 15 Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Закон) проверку квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

О том, что такое квалификационный аттестат аудитора и какие требования предъявляются к претендентам на его получения, рассмотрено в настоящей статье.

Квалификационный аттестат аудитора


Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 16 Закона в случае, если аудитор нарушает установленное комментируемой статьей требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, квалификационный аттестат аудитора.

Форма бланка квалификационного аттестата аудитора утверждена Приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. №34н:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. №80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Закона, на аттестаты, предусмотренные Законом.

Согласно п. 2 Правил обмен квалификационных аттестатов аудитора производится Минфином по заявлению аудитора (с приложением квалификационного аттестата аудитора) по истечении срока действия обмениваемого аттестата без проведения повторной аттестации.

На бланке квалификационного аттестата аудитора, выдаваемого в порядке обмена, указываются наименование центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии, на основании решения которой был выдан обмениваемый аттестат, номер и дата протокола заседания указанной комиссии, а также производится запись "аттестат выдан в порядке обмена".

Обмен аттестата производится в срок не более 30 дней с момента регистрации в Минфине заявления аудитора об обмене аттестата. Плата за обмен не взимается.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора


Согласно п. 2 статьи 15 Закона таким требованиями являются:
  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Согласно п. 2 статьи 18 Закона одной из основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности является организация в установленном законодательством порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ.

На основании этого Приказом Минфина от 12 сентября 2002 г. №93н утверждено Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, согласно п. 2 которого аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах (УМЦ), включенных в государственный реестр учебно-методических центров.

Временное положение определяет:

  • порядок включения, отказа на включение учебно-методических центров в государственный реестр учебно-методических центров и исключения учебно-методических центров из государственного реестра;
  • порядок проведения аттестации;
  • порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности;
  • порядок обучения и повышения квалификации аудиторов.

      © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)