Альтернативные монетарные режимы: проблема выбора. Что такое таргетирование Осуществление правительством таргетирования денежных агрегатов заключается в

Таргетирование денежной массы — один из специальных инструментов регулирования валютного рынка — широко применялось центральными банками в период с конца 1970-х и все 1980-е гг. (таргетирование денежной массы использовалось также при регулировании платежного баланса). Денежное таргетирование предусматривает ежегодное объявление целевого показателя роста рассчитываемого денежного агрегата (m0; m1; т2; т3) исходя из предположения, что контроль над ростом денежной массы обеспечивает контроль над инфляцией (равенство И. Фишера или так называемое уравнение обмена):

Где т — денежная масса; V — скорость обращения одной денежной единицы; Р— средний индекс цен; Q — реальный ВВП.
Соответственно

Реальный объем производства (Q) и скорость обращения денег (V) изменяются под влиянием ряда внешних факторов. Так, ВНП страны зависит от состояния факторов производства, а скорость обращения денег коррелирует с процентной ставкой.
При росте денежной массы повышение цен обычно отстает от нее. В практическом плане это положение получало неоднократные подтверждения, в частности, во время азиатского кризиса 1997 г. Ускоренный рост денежной массы, как в наличной, так и в безналичной форме, оказывает понижающее влияние на валютный курс. Следовательно, регулирование объема национальной денежной массы объективно необходимо для регулирования МФР.
Показатель национального финансового рынка — денежная масса М — состоит из трех основных частей:
М1 — наличные деньги в обращении, средства на расчетных и текущих счетах в банках, дорожные чеки. В странах с развитым рынком в структуре M1 преобладают чековые платежи (в США до 70% всех сделок, во Франции — 75%). В странах с развивающими рынками, как правило, чековое обращение не развито, но получает постепенное развитие с помощью пластиковых карт;
М2 — включает М1 плюс срочные вклады в банках;
М3 — включает М2 плюс государственные ценные бумаги. Иногда кроме перечисленных трех компонентов в структуру денежной массы включают показатель М0 — наличные деньги (банкноты и монеты, находящиеся в обращении).
В целях регулирования национального финансового рынка в США в начале 1990-х гг. определена следующая структура денежной массы (табл. 7.6).
Таблица 7.6 Классификация денежных агрегатов США




Данные о денежной массе поступают в центральный банк раньше, чем другие данные (например, об инфляции), поэтому возможно, что номинальная денежная масса поддается более жесткому контролю, чем сама инфляция. Номинальная денежная масса как объект регулирования со стороны центрального банка структурно может быть представлена следующим образом:


С одной стороны, жесткий контроль над денежной массой через агрегаты, представленные на рис. 7.2, оказывает дисциплинирующее воздействие на налогово-бюджетную политику. Целевые денежные показатели не требуют существенной аналитической работы: достаточно годовых допущений трендового роста, трендовой скорости движения денежного обращения и мультипликатора денежной массы. С другой стороны, денежное таргетирование имеет как концептуальные, так и практические недостатки. В концептуальном плане использование целевых показателей денежной массы усложняет достижение конечной цели — регулирование инфляции, так как вводит дополнительные целевые показатели. Таргетирование денежной массы всегда предполагает ряд допущений: центральный банк полностью контролирует денежную массу, т.е. мультипликатор денежной массы и скорость денежного обращения предсказуемы. На практике все указанные денежные показатели никогда не выполнялись. Лишь некоторые страны с формирующимися рынками (в том числе и Россия) до сих пор по соглашению с МВФ все еще применяют показатели уравнения Фишера. Европейские страны — члены Европейского валютного союза практически отказались от денежного таргетирования, контролируя лишь показатель ту
В 1990-х гг. и развитые страны, и страны с формирующимися рынками столкнулись с одинаковой проблемой: и денежное таргетирование, и целевые показатели обменных курсов практически перестали работать как инструменты регулирования национальных и международного финансового рынков. Возникла необходимость поиска новых инструментов регулирования МФР. Таким инструментом с начала 1990-х гг. в развитых и с начала 2000-х гг. в странах с формирующимися рынками стало таргетирование инфляции.
Установление целевых показателей инфляции (таргетирование) получило в последние 5—6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка. В настоящее время таргетирование инфляции применяет 21 страна (8 развитых и 13 стран с формирующимися рынками) (табл. 7.7). Другие страны в настоящее время разрабатывают национальные модели таргетирования инфляции. Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования таргетирования инфляции в промышленно развитых странах, его последствия в странах с формирующимися рынками анализировались недостаточно.
Для контроля за финансовым рынком, отличительной чертой которого является нестабильность (речь идет о финансовых рисках), одним из основных регулирующих инструментов всегда была денежно-кредитная политика центрального банка. В ее рамках с 1980-х гг. широко применялось таргетирование денежной массы, а с конца 1990-х гг. — таргетирование инфляции, или поддержание стабильности цен.
В отличие от альтернативных стратегий: таргетирование денежной массы или валютного курса, которые призваны достичь низких темпов инфляции через промежуточные переменные (темпы роста денежных агрегатов или уровень курса валюты «якоря»), таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. В зарубежной литературе приводятся различные определения таргетирования инфляции. В результате уже сложившейся практики таргетирование инфляции имеет две основные характеристики, которые отличают его от других инструментов денежно-кредитного регулирования финансового рынка.

Таблица 7.7 Страны, применяющие таргетирование инфляции

Источник: составлено по статистическим отчетам МВФ, БМР, ЕЦБ и центральных банков отдельных государств.
Во-первых, центральный банк обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или их установленному диапазону. Поэтому основная цель таргетирования инфляции — стабилизация цен.
Во-вторых, таргетирование инфляции не может осуществляться в краткосрочной перспективе (уже заключены контракты по конкретным ценам, по заработной плате и др.). Денежно-кредитная политика может влиять только на ожидаемую будущую инфляцию. Поэтому шведский экономист Л. Свенсон назвал таргетирование инфляции «таргетированием прогноза инфляции».
Изменяя денежно-кредитные условия с учетом новой информации, центральные банки постепенно приводят показатели инфляции в соответствие с заданным (целевым) показателем.
Если определять таргетирование инфляции по этим двум показателям, то становится ясно, почему ни ФРС США, ни ЕЦБ не применяют таргетирование инфляции. В первом случае не применяются числовые ограничители цен, а во втором — ЕЦБ традиционно придает большое значение «контрольным показателям» роста агрегата тъ зоны евро.
Сторонники таргетирования инфляции утверждают, что она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими инструментами денежно-кредитного регулирования национального (или регионального) финансового рынка. Таргетирование инфляции:
способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции — главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Целевые показатели инфляции по своей сути более ясны и лучше поддаются наблюдению и пониманию, чем агрегаты денежной массы, которые пересматриваются ежегодно и с трудом поддаются контролю. Возможности же центрального банка по контролю целевых показателей валютного курса также ограничены, поскольку уровень курса национальной валюты в конечном счете определяется ее международным спросом и предложением относительно валюты — «якоря», что нелегко компенсировать только действиями центрального банка;
обеспечивает большую гибкость, так как на темпы инфляции невозможно воздействовать мгновенно, а целевой показатель инфляции — всегда среднесрочная цель. Краткосрочные отклонения от целевого показателя допустимы и необязательно приводят к снижению доверия к национальному финансовому рынку (см. табл. 7.7);
. позволяет уменьшить экономические издержки в случае неудач с другими инструментами денежно-кредитной политики. Например, привязка национального валютного курса к валюте-«якорю» обычно сопровождается огромными потерями резервов центральных банков, высоким уровнем инфляции, финансовыми и банковскими кризисами и возможным дефолтом по долговым обязательствам.
Более детальное сравнение таргетирования инфляции с двумя альтернативными инструментами регулирования национального финансового рынка (таргетирование денежной массы и целевые показатели обменного курса) позволяет сделать следующие выводы.
Как уже указывалось, с конца 1970-х гг. и все 1980-е гг. многие центральные банки строили свою работу по борьбе с инфляцией на основе денежного таргетирования. Оно предусматривало ежегодное объявление целевого показателя роста некоего денежно-кредитного агрегата (т0; Dtp м2, /w3) исходя из предположения, что контроль над ростом денежной массы обеспечивает контроль над инфляцией (тождество И. Фишера, или так называемое уравнение обмена). Данные о денежной массе поступают в центральный банк раньше, чем другие данные (например, об инфляции), поэтому возможно, что номинальная денежная масса поддается более жесткому контролю, чем сама инфляция. Жесткий контроль над денежной массой оказывает дисциплинирующее воздействие на налогово-бюджетную политику. Целевые денежно-кредитные показатели не требуют существенной аналитической работы: достаточно годовых допущений трендового роста, трендовой скорости денежного обращения и мультипликатора денежной массы.
Таргетирование денежной массы имеет как концептуальные, так и практические недостатки. В концептуальном плане использование целевых показателей денежной массы лишь усложняет достижение конечной цели — регулирования инфляции, так как вводит целый ряд дополнительных расчетных показателей. Эти целевые показатели менее всего подходят для стран с формирующимися рынками, т.е. с исторически недостаточными навыками обуздания инфляции и слабым доверием к центральному банку. Таргетирование денежной массы всегда предполагало следующие допущения: центральный банк полностью контролирует денежную массу, т.е. мультипликатор денежной массы и скорость денежного обращения предсказуемы. На практике все целевые агрегаты денежной массы никогда не выполнялись. В настоящее время лишь некоторые развивающиеся страны (9 из 22) по соглашению с М ВФ все еще применяют денежно-кредитные показатели уравнения И. Фишера.
Второй альтернативный инструмент денежно-кредитного регулирования финансового рынка также не идеален. Существует два основных вида целевых показателей валютного курса: фиксированные курсы (валютное управление, валютные союзы и односторонняя долларизация) и фиксированные курсы с возможностью корректировок (привязки двусторонние или к корзине валют, скользящие привязки). В той или иной степени оба типа показателей валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политике страны валюты-«якоря». А валютные союзы (европейский, например) подразумевают частичную утрату самостоятельности в денежно-кредитной политике и значительную потерю эмиссионного дохода стран-членов.
Целевые показатели обменных курсов имеют три основных недостатка:
1) лишают центральные банки самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке;
2) создают возможности для внешних спекулятивных атак, а, следовательно, финансовых кризисов и дефолтов;
3) достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен, а если цены инерционны, то это сопряжено с большими издержками для производства. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.
Таким образом, альтернативные таргетированию инфляции инструменты регулирования финансового рынка потерпели в 1990-х гг. определенное фиаско в странах с формирующимися рынками, что вынудило их искать новые подходы к денежно-кредитному регулированию национальных финансовых рынков.
Критики этого нового подхода к регулированию финансового рынка посредством таргетирования инфляции утверждают, что оно имеет существенные недостатки, т.е. таргетирование инфляции:
. слишком ограничивает свободу действий, поэтому без необходимости сдерживает экономический рост. На начальных этапах достижение низкого и стабильного уровня инфляции действительно может потребовать сокращения объема производства и неоправданно сдерживать экономический рост;
. не в состоянии ограничивать ожидания, поскольку оно предоставляет слишком широкую свободу действий, т.е. таргетирование инфляции предоставляет возможность выбора для центральных банков в отношении мер по достижению целевых показателей;
. подразумевает высокую изменчивость валютного курса. Действительно, коль скоро стабильность цен возводится в ранг первоочередной цели центрального банка, это требует политики невмешательства последнего в динамику валютного курса, что может отрицательно сказаться и на валютном курсе, и на экономическом росте;
. не может быть эффективным в странах, не обладающих необходимым набором предпосылок, вследствие чего эта система не подходит для большинства стран с формирующимися рынками. К таким предпосылкам относят: устойчивость финансового рынка, технические возможности центрального банка по таргетированию инфляции, отсутствие подчинения денежно-кредитной политики бюджетным соображениям, эффективную институциональную структуру для поддержания низкой инфляции. Эмпирические исследования результатов таргетирования инфляции до сих пор были посвящены опыту развитых стран, которые ввели это таргетирование в 1990-х гг. (см. табл. 7.7). Ни одно исследование не дало убедительных доказательств положительного влияния этого инструмента регулирования на финансовые рынки, но и не показало его отрицательного воздействия. Отсутствие убедительных доказательств того или иного результата объясняется достаточно просто: 1) лишь восемь развитых стран применяют таргетирование инфляции; 2) в 1990-е гг. все развитые страны улучшили свои макроэкономические показатели, что крайне затруднило вычленение в общей положительной динамике фактора таргетирования инфляции; 3) в 1990-е гг. все развитые страны имели низкие и стабильные темпы инфляции. Поэтому более показателен опыт стран с формирующимися рынками. Хотя продолжительность использования ими таргетирования инфляции невелика (от трех до семи лет), но вводили они этот режим, имея относительно высокие уровни инфляции и изменчивые макроэкономические показатели. На таком эконометрическом фоне легче распознать степень воздействия фактора таргетирования инфляции. Возможно, еще важнее то, что исследование опыта стран с формирующимися рынками позволяет проверить, насколько эффективно таргетирование инфляции в периоды экономической нестабильности и кризисов. Результаты здесь исключительно убедительные: в период с 1990 по 2004 г. в странах, не применявших таргетирование инфляции, показатель инфляции снизился с 40% в 1990-1997 гг. до 8-15% в 1998—2004 гг. В странах, осуществлявших таргетирование, показатель инфляции снизился с 40% в 1990—1997 гг. до 2,5—5% в 1998—2004 гг. При этом относительно других инструментов денежно-кредитного сдерживания инфляции метод таргетирования дал снижение на 3,6 пункта по сравнению с методами таргетирования денежной массы и стандартизации валютного курса. Объем производства также имел повышательную тенденцию. Поэтому нет основания считать, что страны, применявшие таргетирование инфляции, достигли своей цели в отношении инфляции за счет стабилизации или искусственного торможения реального объема производства. Во всех этих странах таргетирование инфляции дало лучшие результаты, чем привязка валютного курса. Такой вывод неудивителен: контроль над инфляцией — основная среднесрочная цель любого центрального банка. Таргетирование инфляции приводит к снижению уровня изменчивости инфляционных ожиданий, а также самой инфляции.
Таргетирование инфляции в 1990—2005 гг. могло дать положительные результаты в связи с тем, что в большинстве стран с формирующимися рынками, применяющими таргетирование инфляции, в этот же период проводились структурные реформы национальных финансовых рынков, создавшие предпосылки для проведения таргетирования инфляции. Для этого нужны: развитая техническая инфраструктура, прочная финансовая система, институциональная независимость, экономическая структура. Техническая инфраструктура включает в себя: наличие данных, систематическое прогнозирование, модели, позволяющие делать условные прогнозы. Если взять за единицу передовую практику таргетирования, то в странах с формирующимися рынками до введения таргетирования инфляции она составляла 0,29, а после — 0,97 (в развитых странах — 0,98). Состояние финансового рынка оценивается по следующим факторам: нормативный банковский капитал к активам с учетом риска; капитализация фондового рынка к ВВП; капитализация рынка частных облигаций к ВВП; коэффициент оборачиваемости фондового рынка; валютные курсы; срок погашения облигаций. По странам с формирующимися рынками этот показатель составил: до введения таргетирования инфляции 0,41, после введения — 0,48. Институциональная независимость структурно состоит из: бюджетных обязательств, операционной независимости, бюджетного сальдо в % к ВВП, государственного долга в % к ВВП, независимости монетарной политики центрального банка. Этот показатель по изучаемым странам составил: до введения таргетирования инфляции 0,59; а после— 0,72. Экономическая конъюнктура для эффективности политики таргетирования инфляции строится из: воздействия валютного курса, чувствительности к сырьевым ценам, степени долларизации национальной экономики, открытости для торговли. По этому показателю у стран с формирующимися рынками было до введения таргетирования инфляции 0,36, после введения — 0,46.
Развитые страны и страны с формирующимися рынками применяют практически одинаковый механизм таргетирования инфляции. В этой связи достаточно разработки одной математической модели для тех и для других рынков. Для стран, применявших таргетирование инфляции, базовое среднее значение темпов инфляции должно соответствовать целевому показателю; в других странах это просто «нормальный» уровень, к которому возвращается регулируемая инфляция. Математически этот процесс можно выразить следующим образом:

где хi,t — значение макроэкономических показателей х страны i в период времени t; аT — среднее значение, к которому возвращается х для стран, применяющих таргетирование инфляции; аN — среднее значение, к которому возвращается х для стран, не применяющих таргетирование; di,t — переменная, равная 1 для стран, применяющих таргетирование инфляции, и 0 для стран, которые его не применяют; Ф — скорость, с которой х возвращается к уровню а, характерному для его группы; если Ф равно 1, то х возвращается полностью к исходному уровню а, а если Ф равно 0, то подразумевается, что х зависит только от его прошлых уровней и не имеет тенденции возвращаться к какому-либо конкретному значению.
Данные табл. 7.8 представляют собой просто вариант уравнения (7.4), переписанный с учетом изменения х с добавлением члена ошибки е и допущением двух периодов — до (pre) и после (post):

если допустить, что:

то:

В этих уравнениях параметром для оценки экономического воздействия таргетирования инфляции является аx — коэффициент условной переменной таргетирования инфляции, тогда как а0 показывает, произошло ли общее улучшение макроэкономических показателей в различных странах независимо от режимов регулирования национальных финансовых рынков. В множество переменных х включаются: целевые показатели инфляции, изменчивость инфляции и изменчивость роста реального ВВП, разрыв между потенциальным и реальным производством.
Таргетирование инфляции — относительно новый инструмент денежно-кредитного регулирования для стран с формирующимися рынками. Таргетирование инфляции в странах с переходной экономикой совпало с ее снижением, смягчением инфляционных ожиданий и меньшей изменчивостью инфляции по сравнению со странами, которые не применяли таргетирование. Правда, каких-либо видимых воздействий на объем производства не наблюдалось, а вот альтернативные инструменты регулирования национального финансового рынка остались благоприятными (изменчивость процентных ставок, обменных курсов, денежной массы, международных резервов). Все это объясняет привлекательность таргетирования инфляции для стран с формирующимися рынками, которые имели очень высокие показатели инфляции до введения таргетирования. Этим, очевидно, объясняется тот факт, что ни одна страна, которая ввела таргетирование инфляции, на данный момент от него не отказалась. Более того, таргетирование инфляции становится все более предпочтительным по сравнению с таргетированием денежной массы и сдерживанием валютного курса в рамках монетарной антикризисной национальной политики, разрабатываемой странами в 2009-2010 гг.

На чтение 8 мин. Просмотров 379 Опубликовано 15.07.2018

Термин «таргетирование» имеет несколько ключевых значений. В сфере экономики - это понятие применяется для обозначения государственной финансово-кредитной политики. Важно отметить, что данная политика может применяться банковскими организациями и отдельными компаниями. Также этот термин довольно часто используется маркетологами. В сфере маркетинга, «таргетирование» является одной из разновидностей рекламных приемов, нацеленных на достижение максимальной эффективности. Использование данного метода позволяет задействовать только целевую аудиторию, заинтересованную в приобретении рекламируемой продукции либо услуг. Ниже мы предлагаем поговорить о таком понятии, как таргетирование, и рассмотреть все его значения.

Таргетинг (от англ. target, цель, мишень) - комплекс методов, сегментирующий пользователей по ряду показателей

Что такое таргетинг

Рассматриваемый рекламный прием используются с целью максимального вовлечения целевой аудитории в рекламную кампанию . Нужно отметить, что применение данного инструмента позволяет значительно сократить статью расходов, поскольку реклама распространяется только среди людей, заинтересованных в предложении рекламодателя. Для того чтобы лучше понимать работу данного инструмента, следует рассмотреть практический пример.

Представим себе человека, который желает приобрести через интернет стиральную машину. Он посещает большое количество сайтов, посвященных данной теме, для того, чтобы узнать все особенности интересующего его продукта. Информация о посещаемых сайтах хранится в специальных файлах браузера. При посещении социальных сетей, поисковых систем и других ресурсов, которые считывают информацию из данных файлов, пользователь интернета может увидеть рекламную ссылку с предложением приобрести стиральную машину от конкретного производителя. Важно обратить внимание на то, что другие посетители этих сайтов будут видеть иные рекламные объявления, соответствующие истории их запросов.

По словам специалистов, такой метод позволяет максимально результативно потратить деньги, предназначенные для продвижения товара. Использование таргетирования, позволяет увеличить конверсию ресурса за счет привлечения целевой аудитории . Эксперты говорят о том, что существует высокая вероятность того, что люди, переходящие по рекламным ссылкам, воспользуются услугой или приобретут товар.

Как уже было сказано выше, использование таргетинга позволяет значительно увеличить конверсию ресурса. Увеличение конверсии способствует продвижению сайта в рамках поисковой системы. На сегодняшний день рассматриваемый прием довольно часто используются во время проведения SEO-оптимизации.


Интернет - один из наиболее эффективных каналов коммуникации с потенциальными клиентами

Разбирая вопрос: таргетинг - что это такое, следует сказать о том, что данный рекламный метод позволяет уменьшить уровень нагрузки на работников компании. В качестве примера рассмотрим ситуацию с размещением не таргетированного рекламного объявления. Представим компанию, которая работает на территории Краснодара, однако подает объявление, что будет демонстрироваться жителям всей России. В тексте данного объявления указываются контактные данные для обратной связи. После размещения рекламного сообщения предпринимателю начинают поступать заявки от потребителей, однако большинство из них являются жителями других регионов, что становится значительным препятствием для реализации товара и оказания услуг.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что не таргетированная реклама имеет низкую эффективность. Помимо этого, подача подобных объявлений увеличивает нагрузку на работников, вынужденных объяснять клиентам, что данная компания не может обработать поступивший заказ.

Разновидности таргетинга

Для того чтобы лучше понимать, как это работает, необходимо ознакомиться с основными разновидностями таргетинга. Каждый из нижеперечисленных методов имеет свои особенности . Для того чтобы достичь максимальной эффективности от таргетированной рекламы, специалисты рекомендуют использовать сочетания из нескольких приемов.

Гео-таргетинг

Данная разновидность считается самым распространенным методом таргетированной рекламы . В данном случае, из общей потребительской массы выбираются те пользователи, что соответствуют заданным географическим критериям. Основываясь на одном из вышеприведенных примеров, можно сделать вывод, что компании, действующей на территории Краснодара, нецелесообразно работать с потребителями из всей России.

Рекламу, таргетированную по географическому принципу, можно разделить на две отдельных категории: расширенный и локальный способ. Эти методы различаются лишь точностью определения данных. В случае с расширенным способом, рекламодатель взаимодействует с пользователями конкретного региона. Использование локального метода позволяет найти целевую аудиторию, проживающую в радиусе 500 метров от месторасположения рекламодателя.


Таргетинг — выборка из всех, и концентрация на группе, которая удовлетворяет заданным критериям

Временной

Данный метод более целесообразно использовать в сочетании с контекстной рекламой. Задачей рекламодателя является выбор определенного временного промежутка, в течение которого будет демонстрироваться объявление. Нужно отметить, что при использовании этого метода можно установить не только определенное время дня, но и сами дни. Как правило, рассматриваемая методика применяется теми компаниями, что обслуживают заявки, поступающие от клиентов только в рабочее время. В этом случае, круглосуточная демонстрация рекламных объявлений нецелесообразна, поскольку работники рекламодателя не смогут взаимодействовать со своей аудиторией в нерабочее время.

Для увеличения результативности этого метода, специалисты рекомендуют выявить «горячие часы». Данный термин обозначает высокий пик пользовательской аудитории, которая составляет потребительскую массу. Как правило, более семидесяти процентов пользователей интернета проявляют свою активность в вечерние часы . Для того чтобы определить время максимального уровня пользовательской активности, необходимо провести подробный анализ рекламной стратегии.

Тематический

Существуют отдельные приемы, использование которых позволяет выбрать те рекламные площадки, что имеют общее тематическое направление с объявлением рекламодателя. Как правило, такие объявления размещаются на тех ресурсах, что относятся к той же категории, что и сайт рекламодателя. Существует множество различных бирж по продаже баннерной рекламы, которые позволяют рекламодателям выбрать любую категорию для размещения своего объявления. Для получения максимального результата от размещения объявления, необходимо правильно выбрать те площадки, где будет размещена реклама.

Демографический

Этот маркетинговый инструмент довольно часто применяется при проведении рекламной кампании в социальных сетях. Использование данного метода позволяет выбрать аудиторию по следующим критериям:

  1. Половая принадлежность.
  2. Возраст.

Потребительская аудитория будет отбираться по данным параметрам на основе анализа базы данных социальной сети. При выборе этого метода таргетирования, очень важно задать географические параметры, иначе рекламная ссылка будет демонстрироваться всем людям, подходящим под вышеперечисленные критерии.


Таргетинг позволяет показать рекламу целевой аудитории, что ведет к повышению эффективности рекламного сообщения

Таргетирование рекламы

Таргет реклама позволяет добиться максимальной результативности от подачи объявлений о продаже товарной продукции или оказания услуг. Этот метод используется большинством предпринимателей, занимающихся электронной коммерцией. Ниже мы предлагаем рассмотреть принцип действия данного инструмента маркетинга.

Принцип действия

Для того чтобы лучше понимать суть таргетирования, следует рассматривать практические примеры. Давайте представим компанию, предоставляющую услугу «Муж на час». Эта компания работает только на территории города Тверь. Предпринимателю, желающему раскрутить свой бизнес в интернете, следует выбрать одну из бирж, где будет приобретаться реклама.

При настройке таргетинга, в первую очередь задаются географические параметры. Если компания оказывает свои услуги только на территории Твери, то следует указать координаты этого города. В некоторых случаях, допускается указание соседних городов и поселений, расположенных в данном регионе. Однако для того, чтобы получить клиентов, заинтересованных в услуге, рекламодателю необходимо указать именно свое местоположение.

Далее следует перейти к настройке временных параметров. Если компания способна принимать заказы и обрабатывать поступающие звонки в любое время, указывается значение «круглосуточно». Как показывает практика, использовать подобные настройки могут только крупные организации, имеющие в своем штате call-центр, который работает двадцать четыре часа в сутки. Также использование данного метода допускается в тех ситуациях, когда на сайте рекламодателя установлена специальная система, взаимодействующая с клиентами в автоматическом режиме.

После этого устанавливаются демографические настройки. Перед использованием этого инструмента необходимо выявить целевую аудиторию, которая заинтересована в предложении предпринимателя. В нашем случае, пользователи подобных услуг – женщины в возрасте от двадцати лет и выше.

В заключении выставляются тематические настройки. Этот метод используется при размещении баннерных ссылок через специальные площадки. В нашем случае, необходимо выбирать такие тематики, как:

  • ремонтные работы;
  • услуги;
  • электрика;
  • сантехника и другие узкие направления.

После этого, система автоматически выберет сайты, подходящие под данные критерии.


Таргетинг в интернете позволяет показывать рекламные баннеры в соответствии с интересами посетителей информационной площадки

Основные задачи

Главной задачей таргетированной рекламы является донесение информации о предложении рекламодателя целевой аудитории . К такой информации можно отнести сведения как о самой компании, так и предлагаемой ею продукции. Некоторые рекламодатели указывают в своих объявлениях ключевые характеристики своего предложения. Использование этого метода маркетинга позволяет увеличить объем реализации товарной продукции либо спрос на предлагаемую услугу. Важно отметить, что данный метод рекламы используется не только субъектами коммерческой деятельности, но и обучающими учреждениями, кредитными организациями, а также развлекательными проектами.

Основной целью таргетирования является взаимодействие с узкой потребительской группой, нацеленной на использование услуг или товаров рекламодателя . Разбирая вопрос: таргет - что это такое простыми словами, можно сделать вывод, что данный инструмент позволяет заставить заинтересованного пользователя сделать целевое действие. К таким действиям причисляется обращение в компанию, приобретение товара, добавление продукции в корзину с целью последующего приобретения либо использование услуг. Рекламное объявление должно быть кратким и лаконичным, для того, чтобы заинтересовать пользователя перейти по ссылке.

Выводы (+ видео)

Развитие рассматриваемого инструмента маркетинга позволяет выделить из потребительской массы только тех пользователей, что заинтересованы в предложении рекламодателя. Использование таргетинга позволяет значительно увеличить конверсию ресурса. Нужно отметить, что используя данный инструмент, рекламодатель получает возможность наиболее результативно израсходовать бюджет, предназначенный для проведения рекламной кампании. Главным достоинством этого метода является привлечение только заинтересованных пользователей. Использование сочетаний из разных методов таргетинга позволяет получить максимальную результативность от рекламы и увеличить объем дохода, полученного за счет реализации продукции либо оказания услуг.

Вконтакте

С ноября 2014 г. ЦБ РФ в основу своей денежно-кредитной политики положил политику инфляционного таргетирования, или таргетирования инфляции.

Сам термин «таргетирование» происходит от англ, target - цель. Поскольку любая политика предполагает определенное целеполагание, т.е. выбор того показателя, улучшение которого и ставновится целью этой политики, то такой показатель называется целевым, а политика, направленная на его достижение - политикой таргетирования.

В теории предполагается, что экономическая политика каждого государства преследует три главных цели: экономический рост, полная занятость, и низкая инфляция. Также считается, что в реальной жизни эти цели вступают между собой в противоречие и одновременно не могут быть достигнуты. Поэтому, как правило, выбирают одну или две цели. Например, конечная цель Европейского центрального банка и Банка Японии заключается в обеспечении низкой и стабильной инфляции, а Федеральная резервная система (ФРС) США преследует две конечные цели - стабилизацию выпуска и ценовую стабильность.

Вместе с тем прямые регулирующие возможности центрального банка на денежном рынке весьма ограничены. Так, ЦБ РФ напрямую может воздействовать только не два параметра - наличные деньги в обращении и обязательные резервы коммерческих банков. Кроме того, через инструмент рефинансирования можно пытаться влиять на денежную базу. Других прямых рычагов влияния, подконтрольных центральному банку, не существует. Поэтому все остальные переменные денежной системы регулируются только косвенно, через установление и достижение промежуточных целей.

Установление (или выбор) промежуточных целей кредитно-денежной политики называется таргетированием.

В экономической литературе выбор промежуточных целей денежно- кредитной политики также называют режимом денежно-кредитной политики (ДКП), и выделяют четыре основных вида таких режимов:

  • 1) таргетирование обменного курса;
  • 2) таргетирование денежных агрегатов;
  • 3) таргетирование инфляции;
  • 4) денежно-кредитная политика без явного номинального якоря. Рассмотрим их подробнее.

Таргетирование обменного (валютного) курса (англ, exchange-rate targeting ) - это режим, при котором центральный банк готов продавать или покупать иностранную валюту в целях поддержания курса национальной валюты на заранее определенном уровне или в заранее установленных пределах.

Это самый ранний режим денежно-кредитной политики, классическим примером которого были страны, придерживавшиеся золотого стандарта. Сейчас этот режим используется либо для фиксации курса национальной валюты по отношению к стабильной валюте страны с низким уровнем инфляции, либо через установление наклонного или горизонтального коридора. Данный вид таргетирования проводился в России в 1995-1998 гг.

Выделяют три вида режима валютного курса :

  • жестко-фиксированный курс, к которому относятся:
    • - долларизация;
    • - валютный союз;
    • - валютное управление;
  • промежуточный валютный курс, в том числе:
  • - традицонная фиксация к валюте или корзине валют;
  • - ползучая привязка;
  • - горизонтальный коридор;
  • - наклонный коридор;
  • - жестко управляемое плавание;
  • плавающий курс, который включает:
  • - управляемое плавание;
  • - независимое плавание.

К наиболее жесткому режиму фиксации валютного курса относится валютное управление, выступающее в форме валютного комитета (currency board), которое диктует необходимость 100%-ного покрытия наличных денег в обращении золотовалютными резервами. В случае полного использования механизма валютного комитета центральный банк фактически лишается функции кредитора последней инстанции, что делает денежно- кредитную политику особенно уязвимой в условиях финансового кризиса.

Таргетирование денежных агрегатов (monetary targeting) - регулятор применяет доступные ему инструменты для обеспечения целевых темпов роста денежных агрегатов.

Этот режим характерен для традиционно замкнутых или достаточно больших экономик, валюты которых по этой причине не могут быть привязаны к одной из международных валют. Подобного вида режим наблюдался в 1970-х гг. в США и Великобритании, а также в Канаде, Германии, Японии, Швейцарии.

В начале 1980-х гг. США, Великобритания и Канада отказались от данного вида таргетирования как ограничивающего возможности денежных властей по достижению заданных макроэкономических целей. В то же время Германия и Швейцария успешно применяют режим таргетирования денежных агрегатов.

Таргетирование инфляции (inflation targeting) - установление конкрен- тых количественных ориентиров для инфляции, достижение которых становится институциональным обязательством для центрального банка в среднесрочном периоде.

Эго относительно новый режим ДКП. Впервые на него перешла в 1990 г. Новая Зеландия, а потом - Великобритания, Канада, Австралия, Финляндия, Швеция, Испания, Чехия, Чили, Израиль и др. С 1996 г. отдельные элементы таргетирования инфляции провозглашались ЦБ РФ.

Таргетирование инфляции включает несколько элементов 1:

  • 1) публичное объявление среднесрочных численных значений целевого показателя инфляции;
  • 2) институциональный выбор стабильности цен как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики;
  • 3) информационную стратегию, уделяющую меньше внимания промежуточным целям;
  • 4) более высокую прозрачность исполнения денежно-кредитной политики и планов денежных властей;
  • 5) повышение ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции.

Денежно-кредитная политика без явного номинального якоря (англ. monetary policy with an implicit but not an explicit nominal anchor) - отказ центрального банка от принятия любых обязательств по достижению конкретных значений номинальных показателей - обменного курса, уровня инфляции, темпов роста денежных агрегатов. Устанавливаются только долгосрочные цели (высокая занятость, низкая инфляция, стабильный рост экономики). При этом центральный банк применяет для себя промежуточные ориентиры, которые выступают опережающими (forward- looking) по отношению к динамике изменения экономики.

При различных вариантах использования подобного типа денежно-кредитной политики, регулятор, как правило, осуществляет принятие решений в соответствии с прогнозной или текущей динамикой различного вида показателей.

Пример успешного варианта использования данного режима ДКП: ее применение в США в 1980-1990-х гг. В то же время считается, что для стран с переходной экономикой и развивающихся стран проведение подобного типа денежно-кредитной политики нецелесообразно из-за усиления степени негативного влияния недостатков этой ДКП.

Проведенный С. М. Дробышевским, Т. В. Евдокимовой и II. В. Труниным сравнительный анализ влияния выбора режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики и кризисом, позволяет выделить плюсы и минусы различных режимов таргетирования (табл. 7.2).

Как уже было отмечено, в конце 2014 г. ЦБ РФ официально перешел на режим инфляционного таргетирования. Главные преимущества при проведении политики инфляционного таргетирования вытекают из ее содержания. В отличие от денежного таргетирования, при котором необходимо учитывать существующую неопределенность в отношении скорости денежного обращения, режим инфляционного таргетирования в значительно меньшей степени зависит от стабильности взаимозависимости между инфляцией и денежными агрегатами.

Таблица 7.2

Достоинства и недостатки основных режимов кредитно-денежной политики

таргетирования

Обменный (валютный) курс

Сдерживание инфляции, так как установление номинального якоря привязывает внутреннюю инфляцию

к темпам роста цен торгуемых товаров;

Стабильность внутренних ценовых ожиданий корре- лириющихся со стабильным низким уровнем цен

в стране вал юты-я коря;

  • простота проведения ДКП, н ивел и ру ющая п роб л ему непоследовательности политики (направленной на обеспечение твердой и устойчивой национальной валюты);
  • установление макроэкономической стабильности уменьшает величину премии за риск, что способствует снижению долгосрочных процентных ставок, стимул ирован и ю ин вестиций, потребления и, в конечном счете, экономического роста
  • Лишение возможности проводить полностью самостоятельную ДКП из-за жесткой привязки национальной валюты к валюте-якорю;
  • импортирование процентной политики страны привязки; в случае автономных кризисов в последней через процентный канал ДКП кризис распространяется и на страну с фиксированным валютным курсом;
  • возрастание возможностей для атаки на национальную валюту со стороны валютных спекулянтов. Особенно это характерно для финансовых систем развивающихся стран, где наблюдаются высокая степень долларизации экономики и слабое доверие к денежным властям;
  • ограничение возможностей при проведении контрциклической фискальной политики, поскольку рост государственных расходов в условиях экономического спада может способствовать падению доверия к действиям властей, оттоку капитала и затруднению поддержки фиксированного курса

Денежные

агрегаты

  • Широкие возможности центрального банка по проведению ДКП с ориентацией на внутренние потребности национальной экономики;
  • стабильность проведения ДКП и стабильность ценовых ожиданий для населения и бизнеса

Зачастую слабая корреляция между такими целевыми ориентирами, как инфляция, объем производства и занятость, с одной стороны, и динамикой выбранного денежного агрегата -

с другой;

Необходимость полного контроля со стороны центрального банка динамики выбранного денежного агрегата. По центральный банк непосредственно может влиять только на денежную базу, а изменение агрегатов денежной массы М2 и М3 зависит от решений многих других участников экономики

таргетирования

Плюсы режима кредитно- денежной политики

Минусы режима кредитно-денежной политики

Инфляция

  • Возможность быстрого и гибкого реагирования на изменения макроэкономической ситуации из-за отсутствия у центрального банка необходимости соблюдения жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен;
  • очевидность и понятность данного режима ДКП для бизнеса и населения (как и при таргетировании обменного курса);
  • повышается ответственность центрального банка за проводимую денежно- кредитную политику

Инфляционные процессы сами

по себе не контролируются денежными властями: в период экономических потрясений (финансовый кризис, внешние ценовые шоки) немонетарные факторы приобретают большую роль в динамике инфляции и имеющиеся инструменты ДКП становятся недостаточными для достижения целевых значений. Данный недостаток особенно важен для развивающихся стран и переходных экономик, где после достижения средних и низких показателей инфляции резко возрастает влияние цены обменного курса, структурных изменений в экономике и в ценах, внешних шоков и т.д.;

Таргетирование инфляции неявно предполагает, что денежные власти сосредотачиваются на одной из макроэкономических целей (инфляции),

не уделяя большого внимания динамике других целевых переменных (в первую очередь, занятости и темам роста выпуска). Из соотношения, выражаемого кривой Филипса - Фелпса, следует, что в краткосрочном периоде таргетирование инфляции ведет к медленному и неустойчивому темпу роста выпуска, а в среднесрочном и долгосрочном периодах - к большим колебаниям занятости и ВВП;

Существует достаточно продолжительный лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен. Если в периоды стабильного развития экономики это нс имеет значения, то в условиях экономических потрясений таргетирование инфляции приводит к необходимости решения денежными властями задачи межпериодной оптимизации с жестко заданными краевыми условиями, причем

им приходится бороться, в том числе, с последствиями своих предыдущих решений

таргетирования

Плюсы режима кредитно- денежной политики

Минусы режима кредитно-денежной политики

Отсутствует

  • Отсутствие жестких целевых обязательств и долгосрочного горизонта планирования;
  • денежные власти имеют значительно большую свободу в выборе как промежуточных ориентиров, так и инструментов для их достижения, включая методы прогнозно-опережа- ющего регулирования
  • Слабая прозрачность мотивов и действий денежных властей при проведении подобной политики;
  • значительная степень зависимости результатов проведения ДКП от персональной специфики взглядов руководства центрального банка на текущую экономическую ситуацию и прогноз развития

С. М. Дробышевский, Т. В. Евдокимова, П. В. Трунин констатируют: «Заметим, что при полноценном таргетировании центральный банк вынужден отказаться от регулирования валютного курса, так как вмешательство в функционирование валютного рынка, например за счет валютных интервенций, вызывает колебания денежной базы, что препятствует обеспечению стабильности уровня цен. Таким образом, в условиях абсолютной лабильности капитала успешное инфляционное таргетирование может существовать в сочетании с плавающим валютным курсом. В этом случае для инфляционного таргетирования характерны все преимущества и недостатки плавающего валютного курса» 1 .

Именно в рамках подобного теоретического подхода Банк России и проводит свою нынешнюю денежно-кредитную политику. Он провозгласил главной целью своей денежно-кредитной политики таргетирование инфляции и ввел плавающий валютный курс рубля.

Механизм выбора между финансированным и плавающим валютными курсами предоставлен в теории оптимальных валютных зон , где особо отмечается важность учета размеров страны, степени открытости ее экономики, лабильности (неустойчивости) рынка труда, симметричности либо асимметричности экономических шоков между странами и т.п.

Конкретный сравнительный анализ с 2006 г. динамики основных макроэкономических показателей в странах, использующих и не использующих режим инфляционного таргетирования (соответственно 29 и 55 стран) был проведен в одной из публикаций МВФ .

Хотя основные преимущества инфляционного таргетирования связаны со стабилизирующими параметрами режима плавающего валютного курса, в го же время в условиях ослабления курса национальной валюты для избегания эффекта переноса валютного курса на цены товаров и услуг внутри страны у центрального банка все-гаки возникают определенные обязательства по контролю за изменениями валютного курса. В стране с открытой экономикой регулятор для обеспечения выполнения таргетируемых им инфляционных целей вынужден вмешиваться в процесс курсообразова- ния, чтобы ограничить дестабилизирующие последствия импортируемой инфляции. Поэтому, в отличие от политики денежного таргетирования, режим инфляционного таргетирования не исключает участие центрального банка в управлении валютным курсом и подвержен спекулятивным атакам.

Поскольку индекс потребительских цен формируется из инфляции неторгуемых товаров и эффекта переноса валютного курса (exchange rate pass-through) на цены импортируемых товаров, то, по мнению С. М. Дро- бышевского, Т. В. Евдокимовой, П. В. Трунина, при инфляционном таргетировании девальвация валюты будет усиливать инфляционные процессы в экономике более значительно, чем при проведении политики таргетирования внутреннего уровня цен. И чем выше будет доля торгуемых товаров, тем существеннее возрастут обязательства ЦБ РФ по контролю валютного курса. На этом основании данные авторы делают вывод: «Таким образом, инфляционное таргетирование содержит некоторые элементы режима фиксированного валютного курса; таргетирование внутреннего уровня цен, напротив, более приближено к денежному таргетированию. Режим, предполагающий меньшее количество интервенций, подвергается менее серьез- ным спекулятивным атакам, что позволяет сохранить золотовалютные резервы. При несбалансированных фундаментальных показателях и равных исходных объемах резервов наиболее устойчивым является денежное таргетирование, далее в порядке убывания продолжительности существования следует таргетирование внутреннего уровня цен, инфляционное таргетирование и режим фиксированного валютного курса» 1 .

Политика инфляционного таргетирования начала распространяться в развивающихся странах в конце 1990-х гг. Однако этот процесс отличался от классического инфляционного таргетирования, поскольку зависимость экономик этих стран от волатильности реального валютного курса была слишком значительна. В основном это было связано с низким уровнем развития финансовой системы, что обуславливало необходимость существенных заимствований в иностранной валюте. Для России эта зависимость усиливалась тотальным преобладанием в экспорте минерального сырья, что резко усиливало влияние валютного курса на величину валютной экспортной выручки, значительная часть которой к тому же утекала из страны по многочисленным каналам, включая формирование суверенных государственных стабилизационных фондов в иностранной валюте.

Таким образом, для обеспечения поступательного экономического развития центральные банки развивающихся стран были вынуждены прибегать к мерам выравнивания колебаний валютных курсов, сочетающих таргетирование инфляции и приведение реального валютного курса в соответствие с установленным ориентиром.

Теоретическое обоснование необходимости включения в режим инфляционного таргетирования параметров реального валютного курса было проведено в работе Дж. Айзенмана 1 . В результате возникла специфическая разновидность денежно-кредитной политики, получившая название «модифицированное инфляционное таргетирование».

Модифицированное инфляционное таргетирование - использование центральным банком процентной ставки как инструмента одновременного таргетирования и инфляции, и реального валютного курса.

С определенными оговорками, современную денежно-кредитную политику, проводимую ЦБ РФ можно отнести к режиму модифицированного инфляционного таргетирования.

Эффективность выбора того или иного режима ДКП в значительной степени будет зависеть от типа финансового кризиса, в ходе которого применяется соответствующий режим. Различают два основных типа финансового кризиса: системный банковский и валютный.

Банковский кризис определяется МВФ как ситуация, когда «действительная или возможная паника вкладчиков и угроза банкротства вынуждает банки приостанавливать выплаты но обязательствам или вынуждает правительство применить меры для предотвращения этого путем предоставления банкам масштабной помощи» .

В условиях системного банковского кризиса происходит серьезный сбой платежного механизма, что приводит к кризисным явлениям в реальном секторе экономики. Критерием подобного типа кризиса служит наступление одного из следующих событий :

  • отношение недействующих активов в активам превышает 10%;
  • расходы на спасение национальной банковской системы составляют не менее 2% ВВП;
  • проблемы банковского сектора не могут быть решены без масштабной национализации;
  • масштабное бегство вкладчиков.

Ослабление национальной валюты - главная содержательная характеристика валютного кризиса. В эмпирических исследованиях для определения временной характеристики валютного кризиса обычно применяют расчет индекса рыночного давления, существенные отклонения которого от своего среднего значения позволяют диагностировать наличие ситуации валютного кризиса. Как правило, используются индексы, сформированные в виде взвешенной суммы трех переменных составляющих: относительные изменения номинального валютного курса, номинальных процентных ставок и золотовалютных резервов. В различных исследованиях пороговые значения идентификации валютного кризиса варьируются в диапазоне от 1,6 до 3 стандартных отклонений от среднего значения индекса.

Изначально при конструировании данного индекса отсутствовал единый подход к выбору весов вышеназванных составляющих, с которыми они должны входить в индекс. Например, в одном из вариантов равные веса присваивались как изменениям валютного курса, так и резервам. Однако в дальнейшем от подобного подхода отказались, так как было доказано, что при использовании равных весов динамика индекса давления на валютный рынок будет определяться составляющей, имеющей большую волатильность. Поэтому, для избегания подобных искажений было решено применять метод использования весов, уравнивающий дисперсии переменных (precision weighting scheme , или variance-weighting scheme).

Российскими учеными С. М. Дробышевским, Т. В. Евдокимовой и П. В. Труниным было проведено глубокое исследование состояния экономик различных стран (125 стран, включая Россию и все страны ОЭСР) в течение года до и после начала банковского и валютного кризисов. В качестве источника статистических данных были задействованы ресурсы МВФ, в том числе база международной финансовой статистики (International Financial Statistics - IFS). Для каждого кризиса были собраны следующие квартальные статистические данные:

  • темпы прироста реального ВВП в процентах по отношению к аналогичному периоду предыдущего года;
  • темпы прироста индекса потребительских цен к предыдущему периоду;
  • уровень безработицы и процентных ставок;
  • сальдо государственного бюджета и счета текущих операций в процентах от ВВП;
  • динамика индекса инвестиций и денежного агрегата М2 в номинальном выражении.

На основе полученной статистической базы авторами была рассчитана квартальная динамика медианных значений вышеперечисленных показателей в рамках каждого режима ДКП. При этом отказ от использования средних значений в пользу медианных был обусловлен чувствительностью первых к экстремальным значениям усредняемого показателя.

В связи с отсутствием достаточной репрезентативной выборки по режиму денежного таргетирования для случаев банковских кризисов данный режим ДКП не участвовал в сравнительном анализе применительно к этим видам кризисов.

Анализ влияния банковских и валютных кризисов на внутреннее состояние экономики построен на оценке этого состояния в течение года до и после первого кризисного квартала с использованием ежеквартальных статистических показателей. Квартал начала кризиса фиксирован как на момент t , а рассматриваемый период соответствует временному интервалу (t - 4; t + 4). Для каждого момента времени (t, t + 1 и г.д.) рассчитаны медианные значения каждого показателя в рамках различных режимов ДКП. На рис. 7.1 представлено графическое отображение полученных результатов.

Рис. 7.1.

а - банковский кризис; 6 - валютный кризис;

  • ?-- валютное таргетирование;-Д--инфляционное таргетирование;
  • -?--денежное таргетирование;---X----прочее

Из рис. 7.1 следует, что для обоих типов кризиса в странах, осуществляющих инфляционное таргетирование или проводящих ДКП без официально объявленного номинального якоря, имеются в среднем более высокие темпы прироста ВВП, чем при таргетировании валютного курса как до, так и после начала кризиса. При этом при использовании режима таргетирования валютного курса замедление темпов роста ВВП начинается за два квартала до начала кризиса и происходит быстрее, чем в условиях других режимов. Особенно резкое падение наблюдается в условиях валютного кризиса (рис. 7.1 б), где уже к периоду t теми роста ВВП приближаются к нулю, а в период t + 2 падает до -2%.

В условиях банковского кризиса самое серьезное падение ВВП (в сравнении с другими режимами ДКП) также наблюдается при проведении политики валютного таргетирования (-3,7%), однако уже через полтора квартала положительные темпы роста ВВП возобновляются.

Из рис. 7.1 а видно, что, не смотря на более глубокое падение ВВП в случае банковского кризиса при валютном таргетировании, данный режим ДКП способствует более быстрому восстановлению экономики, поскольку уже к середине третьего квартала падение ВВП прекращается. В то же время при двух других режимах падение экономики продолжается, и глубина этого падения остается за рамками рассматриваемого временного периода.

Быстрое ухудшение темпов роста экономики при валютном таргетировании, возможно, объясняется тем фактором, что данный режим предполагает осуществление строгого контроля за параметрами валютного рынка, ограничивающего возможности предоставления значительного объема дополнительной ликвидности банковскому сектору. Это приводит к ухудшению состояния данного сектора и, в свою очередь, способствует резкому замедлению экономической активности.

Сравнение последствий обоих видов кризиса для экономической активности при всех режимах ДКП показывает, что валютный кризис для ВВП носит менее негативный характер, чем банковский кризис. В условиях первого восстановления экономики начинается уже через один квартал после кризиса при денежном таргетировании, через полгода - при валютном таргетировании, через три квартала - при инфляционном таргетировании и режиме ДКП без явного якоря. В условиях банковского кризиса падение (за исключением валютного таргетирования) продолжается и через год.

Предполагается, что данная особенность влияет на реальный сектор экономики в долгосрочном периоде. Наоборот, негативные последствия валютного кризиса затрагивают этот сектор лишь в краткосрочном периоде. При этом девальвация национальной валюты, как самый явный признак валютного кризиса, оказывается следствием влияния ряда фундаментальных макроэкономических показателей, и после ее стабилизации на более низком уровне экономика приспосабливается к функционированию в новых реалиях. В то же время в результате банковского кризиса происходит сокращение капитала банковской системы из-за достаточно длительного процесса списания некачественных активов, что существенно ограничивает возможности развития экономики страны 1 .

С подобным подходом можно согласиться, но не по отношению к валютному кризису, разразившемуся в России во второй половине 2014 г. Если абстрагироваться от изначальных причин валютного кризиса в нашей стране, то важнейшей его составляющей будет характеристика тех мер, которые были предприняты ЦБ РФ для предотвращения тенденции обвальной девальвации рубля.

Из всех возможных мер (повышение резервной нормы введения налога на обменные валютные операции, обязательная продажа экспортерами части (или 100%) валютной выручки, ограничение трансграничных транзакций и т.п.) ЦБ РФ в основном использовал только одну меру - резкое, почти в 2 раза повышение ключевой ставки до 17%. В результате конечные процентные ставки для производителей выросли до 30% и выше, что фактически поставило крест на инвестиционной активности реального сектора экономики.

Дальнейшие снижения ключевой ставки до 15 и 14% - шаги в правильном направлении, но пока они нечувствительны для активизации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики. Замещение же выпадающих инвестиционных расходов государственными инвестициями в условиях увеличивающегося дефицита бюджета практически невозможно.

Таким образом, борьба с валютным кризисом через ужесточение денежно-кредитной политики с помощью резкого и значительного роста учетной (ключевой) процентной ставки привело к попаданию экономики России в «девальвационную ловушку» - падение курса национальной валюты привело к повышению процентных ставок, что, в свою очередь, привело к падению инвестиций и производства, а также всплеску инфляции за счет ее процентной и импортируемой составляющих. В результате девальвация трансформировалась в стагфляцию (одновременно стагнация экономики и рост инфляции), углубление которой представляет главную угрозу экономической безопасности страны.

Помимо вышеназванных крайне негативных и опасных последствий, валютный кризис в форме кратной девальвации национальной валюты приводит и к такой системной угрозе финансовой безопасности Российской Федерации, как потеря доверия к национальной валюте со стороны населения и бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в росте нетто- оттока капитала из России и долларизации ее экономики.

На рис. 7.2 приведены графики, показывающие состояние государственных финансов в зависимости от целей проводимой ДКП, которые в определенной степени модифицированы различиями в фискальной политике, осуществляемой государством.

Из рис. 1.2а следует, что в условиях банковского кризиса наиболее сбалансированный государственный бюджет имеет место при валютном таргетировании, при котором максимальный дефицит бюджета наблюдается в первом после кризиса квартале в размере всего 0,76% ВВП. Поэтому проведение контрциклической фискальной политики путем бюджетного дефицитного финансирования в условиях использования режима валютного таргетирования представляется нецелесообразным, так как это может подорвать доверие инвесторов к действиям финансовых властей, спровоцировать бегство капитала и подорвать стабильность курса национальной валюты.

В отличие от режима валютного таргетирования, два других режима ДКП характеризуются наличием существенных дефицитов государственного бюджета. При инфляционном таргетировании дефицит достигает почти 3%, а при режиме ДКП без явного якоря - 3,7%.


Рис. 7.2.

и - банковский кризис; б - валютный кризис;

  • -?--валютное таргетирование; -Д--инфляционное таргетирование;
  • -?--денежное таргетирование; -X----прочее

В соответствии с одной из теорий валютных кризисов, согласно которой одной из главных причин девальвации национальной валюты в странах с фиксированным курсом выступает наличие дефицита государственного бюджета, на рис. 1.26 также перед валютным кризисом в условиях использовании режима валютного таргетирования имеются медианные значения бюджетного дефицита в размере 1-2,5% ВВП. При этом в течение послекри- зисного года бюджетный дефицит не сокращается. В среднем рост дефицита бюджета за этот период наблюдается и при инфляционном таргетировании. Подобная динамика наблюдается также при двух других режимах ДКП - денежном таргетировании и таргетировании в отсутствии явной цели ДКП, однако здесь сальдо государственного бюджета имеет значительно большую волатильность. В странах с денежным таргетированием в докризисный период имеется наибольший дефицит государственного бюджета.

Проведенный анализ 247 кризисных ситуаций, из которых 62 пришлись на системные банковские и 185 - на валютные кризисы, происходившие в 125 странах мира, позволил прийти к следующим выводам 1:

  • 25% валютных кризисов сопровождались кризисами банковской системы. При этом даты начала того и другого кризиса различались не более чем на два квартала;
  • оставшиеся 75% валютных кризисов происходили отдельно от банковский кризисов;
  • 75% случаев системных банковских кризисов происходили в сочетании с валютными кризисами;
  • 25% кризисов происходили исключительно в банковской системе, практически не затрагивая валютный рынок;
  • в условиях возникновения и протекания кризисов обоих типов, как правило, банковский кризис начинается раньше валютного.

Россия в 2003-2007 гг. в соответствии с классификацией МВФ была отнесена к странам с «прочими» режимами ДКП, т.е. к тем, где отсутствует явно установленный номинальный якорь денежно-кредитной политики. После усиления роли ЦБ РФ по регулированию валютного рынка в процессе финансово-экономического кризиса конца 2008 - начала 2009 г., МВФ отнесла Россию к странам, осуществляющим таргетирование валютного курса.

Полученные результаты авторами анализируемого исследования позволили им сформулировать ряд выводов относительно взаимосвязи между режимом ДКП и уязвимостью экономики применительно к России. Данные выводы можно свести к следующему.

  • 1. Использование одного и того же режима ДКП может иметь существенное разные последствия для развитых и развивающихся стран (к которым относят Россию). Это связано, как правило, с отсутствием у последних достаточного уровня доверия экономических агентов (как внутренних, так и внешних) к действиям финансовых властей, слабой прозрачностью проводимой политики центрального банка, отсутствием сформировавшихся эффективных трансмиссионных механизмов ДКП, существенной зависимостью развивающихся стран от внешних финансовых потоков и т.п.
  • 2. Режим таргетирования валютного курса с его недостатками (высокая частота кризисов и их относительно более тяжелые последствия для экономики) снижает устойчивость экономики к кризисам. Поэтому использование данного режима связано с более высокими рисками для сохранения экономической стабильности внутри страны. В то же время «в случае нестабильной политической ситуации фиксация обменного курса может быть единственной разумной альтернативой в денежно-кредитной политике» .
  • 3. Статистика объединенной выборки развитых и развивающихся стран указывает на тот факт, что страны с режимом инфляционного таргетирования менее подвержены кризисам, чем страны, использующие режим денежного таргетирования. Разница в вероятностях развития кризисов при этих ДКП составляет 2,3 процентного пункта в пользу инфляционного таргетирования. Для выборки развивающихся стран вероятность развития кризиса при режиме инфляционного таргетирования ниже по сравнению с таргетированием валютного курса и режимом ДКП без явного якоря, соответственно, на 2,7 и 3,4 процентного пункта.
  • 4. Устойчивость экономик, использующих инфляционное таргетирование, - важный аргумент в пользу перехода к данному режиму ДКП в Российской Федерации не только для обеспечения ценовой стабильности, но и для повышения устойчивости российской экономики.
  • 5. Выбор режима таргетирования инфляции автоматически не приведет к устойчивости экономики к кризисам. Авторы исследования отмечают: «В кризисных условиях перейти к инфляционному таргетированию крайне затруднительно, а использование режима фиксированного курса позволяет стабилизировать экономическую ситуацию» 1 .
  • 6. В режиме инфляционного таргетирования заложено внутреннее противоречие, разрешение которого в пользу одной из сторон далеко не пре- одпределено. Так, страны с инфляционным таргетированием, с одной стороны, относительно устойчивы к кризисам. С другой стороны, заявленная центральным банком институциональное обязательство по достижению поставленной им основной цели ДКП - снижения инфляции - ограничивает гибкость проведения подобного типа политики, снижая адаптационные возможности режима денежного таргетирования.
  • 7. Поскольку режиму, при котором существует более одного номинального якоря ДКП, присуща наименьшая частота появлений кризисов, то переход к подобному режиму может быть целесообразен в России. Авторы исследования писали: «В российских условиях примером такого режима может быть модифицированное инфляционное таргетирование, когда в качестве ориентиров ДКП одновременно выступают и инфляция, и валютный курс, полный отказ от регулирования которого, вероятно, вряд ли возможен в экономике, характеризующейся столь высоким уровнем зависимости от ситуации на товарных рынках, как Россия» .
  • 8. Применение любого режима ДКП не в состоянии ни заменить эффективную макроэкономическую политику государства, ни повысить доверие экономических агентов к политике органов денежно-кредитного регулирования.

Решение ЦБ РФ о переходе к свободному плаванию курса рубля и осуществлению политики инфляционного таргетирования вызвало много критических замечаний со стороны ученых, экспертов и политиков. Так, еще в 2012 г. основатель индикативной системы экономической безопасности академик С. Ю. Глазьев писал: «Таргетирование инфляции, заявляемое Банком России в качестве главной цели денежно-кредитной политики, не может быть обеспечено без контроля за трансграничным движением капитала, амплитуда колебаний которого может в нынешних условиях достигать величин, сопоставимых с объемом валютных резервов. Под влиянием этих колебаний изменения обменного курса рубля, который отпущен ЦБ РФ в “свободное плавание”, могут оказаться достаточно значительными для подрыва макроэкономической стабильности. Аналогичным образом дестабилизирующий эффект может иметь и заявляемый Банком России переход к плавающей ставке рефинансирования» 1 .

В данном контексте обеспечение безопасности валютно-денежной системы страны невозможно в условиях полного отсутствия контроля над движением денег по капитальным операциям и его регулирования, поскольку в этом случае намного более мощные зарубежные финансовые системы с резервными валютами будут определять развитие нашей экономики. При этом субъектами этого управления оказываются не только транснациональные корпорации и банки, но и российская офшорная аристократия. Если политически так называемое таргетирование означает не что иное, как передачу контроля над состоянием национальной валютно-финансовой системы внешним силам (прежде всего ФРС США, а также Банку Англии, Европейскому центральному банку и Банку Японии), то экономически это делается в интересах иностранных финансовых спекулянтов (ТНК и иностранных банков, олигархических офшоризиро- вапных бизнес-групп, чьи бенефициары давно стали международными инвесторами и даже «гражданами мира»).

Российские хозяйствующие субъекты вынуждены приспосабливаться к «управляемому» извне хаотическому движению валютно-финансового рынка путем сведения к минимуму своей инвестиционной активности и перевода сбережений в «твердую» валюту. То же делает население: долларизация экономики и утрата собственных внутренних источников финансирования инвестиций - естественная плата за таргетирование инфляции.

Если государство теряет контроль над курсом своей валюты, это означает, что оно отдает манипулирование контроль над ее курсом валютным спекулянтам. А если ЦБ РФ при этом их еще и кредитует, а финансовый регулятор передает им в управление валютную биржу, то возникают «валютные качели», валютно-финансовый рынок входит в состояние турбулентности, происходит дезорганизация всей внешнеэкономической деятельности и расстройство воспроизводства зависимых от нее предприятий. Именно это и произошло в российской экономике вследствие политики таргетирования инфляции .

Критики режима таргетирования инфляции безусловно понимают детерминирующие истоки его происхождения, связанные с общим курсом на финансовую либерализацию экономики страны. В то же время они, возможно, не учитывают юридические сложности процесса делиберализации этого курса. Так, Россия в соответствии с подписанными ею соответствующими статьями устава МВФ с 2007 г. сделала рубль конвертируемым по капитальным операциям, а с 2013 г. либерализовала рынок государственного долга. В связи с этим ужесточение капитального режима требует введения ограничений и контроля движения капитала не только в рамках финансового счета платежного баланса РФ, но и в рамках счета текущих операций, в который входят: внешняя торговля товарами, услугами, выплата процентов и дивидентов, денежные переводы физических лиц, трудовых мигрантов и другие виды трансграничных операций.

Поэтому введение ограничений и контроля движения денег и капиталов со стороны России будет означать нарушение ею ст. 8 устава МВФ. Это представляется возможным в условиях нынешних санкций против России, которые нарушают сами принципы данного устава. В случае принятия решения о введении контроля и регулирования трансграничного движения денег и капиталов, России необходимо максимально легитимизировать этот процесс. При этом следует учитывать опыт Китая, который до сих пор не либерализовал ни валютный, ни долговой рынок, сохранив над ними государственный контроль.

  • Bubula А., Otker-Robe I. Are Pegged and Intermediate Exchange Rate Regimes More CrisisProne? // IMF Working Paper, 2003. № 223.
  • Влияние выбора целей и инструментов политики денежных властей на уязвимость экономик / С. М. Дробышсвский, Т. В. Евдокимова, П. В. Трунин. М.: Дело, 2012. С. 15. Цит. no: Суэтин А. А. Финансовая экономика: подъем, стабильность, спад: учебник.М.: Альфа-М, 2011. С. 8. Глазьев С. 10. Эксперимент ценою в суверинитет // Эксперт. 2015. № 28. С. 38.

Режим монетарного таргетирования основан на количественной теории денег, описанной подробно в предыдущей главе. Концепция данного режима была разработана монетаристами в 50-60-х гг. прошлого века, основной вклад в ее развитие внесли М. Фридман,
К. Бруннер и А. Мелтцер. Монетарное таргетирование апробировали большинство развитых стран после краха Бреттон-Вудской системы в 1973 г.
Режим монетарного таргетирования устанавливает в качестве таргета рост денежной массы, которой часто выбирается денежный
агрегат M3. Как уже упоминалось в предыдущем разделе, концепция
количественной теории денег предполагает следующее правило определения целевого значения данного таргета:
л * * ,ч * ,ч * ^ ч
M 3 = п + Y - Iа, (2.1)
/V *
где М3 - целевой уровень темпа роста денежной массы;
*
п - нормативный уровень инфляции, который из-за проблем
оценки инфляции посредством CPI не отличим от нулевого;
*
  • - темп роста потенциального ВВП;
*
  • - средний темп роста скорости обращения денег.
Соответственно, действия центрального банка можно выразить
таким образом:
/V ^ /V gt;|lt; /V ^ /V /V ^ /V х ^ ч
M3 - М3 = (п -п) + (Y - Y) - (V - Vа). (2.2)
Как видно из правила (2.2), если темпы инфляции превышают нормативные или если рост ВВП выше потенциального, то это должно отразиться на текущем темпе роста денежного агрегата, который
*
станет превышать целевой уровень M3 . В этом случае в соответствии с режимом монетарного таргетирования денежные власти должны сократить рост денежной массы до целевого, что в среднесрочной перспективе приведет к восстановлению темпа инфляции и росту ВВП на желаемых уровнях. Если же в экономике наблюдается рецессия, то согласно правилу (2.2) центральный банк должен, наоборот, расширять денежную массу.
Однако, как уже отмечалось, правило (2.2) адекватно только для среднесрочной перспективы, которая покрывает промежуток в несколько лет. Только для такого периода времени спрос на деньги является стабильным, и отклонения действительных темпов роста денежной массы от целевого всегда отражают инфляционное давление или рецессию. В краткосрочном же периоде из-за значительных колебаний денежной массы, которые не всегда обусловлены изменением показателей правой части уравнения (2.1), следование правилу (2.2) может привести к ошибкам.
Режим монетарного таргетирования не предполагает каких-то активных действий для компенсации краткосрочных шоков спроса и предложения, связанных с изменениями процентных ставок. Однако за счет поддержания постоянного роста денежной массы данный режим частично компенсирует их. Так, в случае негативного шока спроса на товарном рынке монетарное таргетирование приведет к понижению процентных ставок, что позитивно скажется на совокупном спро-
W W ТЛ
се, однако полной компенсации шока не произойдет. В случае же негативного шока предложения монетарное таргетирование не предполагает в ответ никакого сдвига кривой совокупного спроса. Это является не самым плохим ответом, поскольку попытка снизить уровень цен за счет ограничительной денежной политики приведет к еще большему падению выпуска.
Последнее, что еще необходимо рассмотреть в концепции режима монетарного таргетирования, это механизм, с помощью которого денежные власти достигают желаемого уровня темпов роста денежной массы. В настоящее время большинством экономистов и практиков ДКП признано, что объем денежной массы эффективнее всего регулировать с помощью изменения процентных ставок. Правило, которое при этом применяется, можно представить следующим образом:
/V /V *
it - it-1 = 2(мt -м),
где Лgt;0.
То есть при превышении роста денежной массы над целевым денежные власти должны повысить процентную ставку и наоборот. Как уже говорилось в предыдущем разделе, регулирование денежной массы сталкивается с рядом проблем, связанных с неполнотой информации относительно спроса и предложения на кредитных рынках, которые обладают достаточной степенью нестабильности.
Как показали многочисленные эконометрические расчеты (в том числе Г. Коенен и Дж. Вега), для денежной массы M3 (см. (1.24)) в качестве регулирующей ставки it в действительности выступает спрэд долгосрочных и краткосрочных ставок, т. е. направление эффекта от повышения краткосрочной ставки на денежный агрегат м3 не ясно. Снижение м3 при повышении краткосрочной ставки будет только в том случае, если долгосрочные ставки за счет сдвига кривой доходности возрастут еще больше, т. е. спрэд между двумя этими ставками увеличится.
Однако подобная зависимость прослеживается не всегда. К примеру, Бундесбанк, для того чтобы снизить темп роста денежной массы, в период 1992-1994 гг. прибегал не к повышению, а к снижению краткосрочной процентной ставки.

Еще по теме Монетарное таргетирование:

  1. В каких случаях таргетирование валютного курса целесообразно для развитых стран
  2. Монетарное таргетирование в Канаде, Великобритании, Японии, Германии и Швейцарии
  3. Врезка 21.2. Глобальный аспект Стратегия монетарной политики Европейского центрального банка
  4. Теоретические основы денежной политики: новокейнсианский монетарный режим
  5. Глава 2 РЕЖИМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Таргетирование – это денежно-кредитная политика государства, центральных банков или отдельного предприятия с установлением целевых ориентиров прироста денежной массы. Целевым ориентиром может быть, во-первых, конкретная контрольная цифр, во-вторых, определённый «коридор» (иногда именуемый «вилкой»).

Инфляционное таргетирование — это совокупность мер, которые осуществляются структурами власти для осуществления контроля над темпами инфляции в государстве. Оно представляет собой управление уровнем инфляции при посредстве финансовых инструментов монетарной политики государства.

Виды таргетирования

Инфляционное таргетирование центральным банком государства осуществляется следующим образом:

  • во-первых, прогнозирование динамики инфляции,
  • во-вторых, сравнение данных прогноза с запланированным значением инфляции,
  • в-третьих, исходя из полученной разницы между запланированной и прогнозируемой величинами, разрабатывается конкретная корректировка денежно-кредитной политики.

В странах ЕЭС применяется комбинация денежного таргетирования на основе денежного агрегата Мз и инфляционного таргетирования. Основные инструменты манипулирования инфляцией – установка конкретной депозитной ставки и ставки рефинансирования. Нюанс: ставка рефинансирования по своему значению больше депозитной ставки.

Денежное таргетирование – способ реализации хозяйственной политики государства при котором Центральный банк поддерживает конкретные заданные параметры колебаний денежной массы. Для этого должны быть соблюдены условия:

1. Общий объём денежной массы должен контролироваться денежной политикой в конкретный временной промежуток.

2.Стабильная связь между деньгами и уровнем цен (в этом случае стабилизация цен может достигаться ограничением денежной массы).

Таргетирование денежных агрегатов – наиболее традиционный, но всё реже применяемый инструмент монетарной политики. Использование инструмента целесообразно в государствах, экономика которых не подвержена резким колебаниям и минимально зависит от валют других стран. Оно позволяет центральному банку привести денежно-кредитной политики в соответствие с внутренними потребностями экономики данного государства без учёта зарубежной экономической политики.