Оценка расходов на социальную защиту на предприятии. Расходы на социальное обеспечение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расходы бюджета на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гражданам гарантированного уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Механизм регулирования социальной защиты населения осуществляется через систему социальных гарантий, гарантий в оплате труда, пособий, стипендий, бесплатных минимальных социальных услуг для мало обеспеченных слоев населения, обеспечение прожиточного минимуме

К видам социальных гарантий относятся:

· пенсионное обеспечение;

· пособие по временной нетрудоспособности;

· пособие по беременности и родам;

· услуги оздоровительного характера;

· социальная поддержка на случай безработицы;

· пособие на рождение ребенка;

· пособие на погребение.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого считывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен.

Социальные расходы государства осуществляются через государственный бюджет, государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования.

В целом все эти расходы составляют единую систему социальной защиты. Главная ее задача состоит в том, чтобы обеспечить необходимый жизненный уровень населения.

Выплаты производятся органами социальной защиты населения.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и социальное обеспечение.

К системе социальной защиты предъявляются следующие требования:

· социальная поддержка должна носить адресный характер;

· социальная поддержка должна быть справедливой с сохранением мотивации к труду и устранением иждивенчества, при этом не должно быть уравниловки.

Система социальной защиты включает оказание денежной помощи семьям с доходами, ниже установленного минимального уровня; безработным, в виде выплат минимального пособия; льготную оплату услуг нуждающимся семьям; помощь в оплате расходов на содержание детей малообеспеченных слоев населения в детских дошкольных учреждениях; помощь пенсионерам и инвалидам в виде дифференцированных выплат пенсий, учитывающих инфляционные процессы.

В составе бюджетных расходов на социальную защиту населения выделяются следующие направления:

· обучение и трудовое устройство инвалидов;

· возмещение пенсионерам расходов на бензин, компенсации за удорожание топлива;

Кроме того, к социальным расходам бюджета относятся расходы на осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, расходы по социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, экологического бедствия в Приаралье.

Расходы на выплату пенсий, пособий военнослужащим и членам их семей включаются в состав расходов на оборону.

Система социальной защиты представляет собой комплекс мер, включающий в себя стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности, предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновении основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования.

Государственная система социальной защиты в Республике Казахстан организуется в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование.

Социальное страхование является одной из форм более общей системы - социального обеспечения. Однако, различие между двумя этими системами заложено в отношении к трудовой деятельности граждан и методами формирования фондов для нетрудоспособных.

Социальное страхование выражает отношения в связи с формированием и использованием фондов для граждан временно или постоянно утративших трудоспособность с применением страхового метода. При этом имеется в виду та категория граждан, которая работала или временно не работает по причине болезни. Таким образом, важной особенностью социального страхования является то, что оно непосредственно связано с трудовой деятельностью работников в настоящем или прошлом.

Социальное обеспечение выражает отношения, связанные с формированием и использованием фондов для поддержки граждан, утративших трудоспособность, или не обладавших ею, то есть для всех граждан, независимо от их участия в трудовой деятельности, для чего используется бюджетный метод формирования указанных фондов.

Под системой социального обеспечения понимается система мер, направленных на реализацию социальной политики государства для обеспечения достаточного уровня жизни определенным категориям граждан, в связи с наступлением социально значимых фактов. К системе социального обеспечения современного Казахстана следует отнести все виды пенсий, большинство видов пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, комплекс льгот и услуг для отдельных категорий граждан, а также адресную государственную социальную помощь.

Существуют два принципа формирования фондов социального назначения:

на основе солидарности поколений, когда работающее поколение обеспечивает неработающее, а, в свою очередь, по мере утраты трудоспособности их заменяют новые поколения, входящие в трудовую деятельность;

на основе персональных отчислений граждан в социальные фонды, преимущественно пенсионного обеспечения; при действии данного принципа размер выплат зависит от вложенной суммы конкретного лица за все время его работы.

На принципе полной солидарности организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной за щиты безработных граждан и по возрасту. Все физические лица - граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем раз мер социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

Действующим законодательством предусмотрено осуществление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило пока должного распространения.

Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государственный бюджет.

Система социальной защиты населения должна соответствовать рыночным "условиям и способствовать формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.

Новая система социальной защиты будет смешанной и включает в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни.

Таким образом, в Казахстане сложилась трехуровневая система социального обеспечения.

Первый уровень - государственные специальные пособия по инвалидности и потере кормильца (выплачивается всем получателям на одинаковом уровне и не зависят от размера утраченного трудового дохода).

Второй уровень - социальные выплаты из системы обязательного социального страхования (зависят от периода участия работника в системе обязательного социального страхования и размера среднемесячного дохода).

Третий уровень - страхования ответственности работодателей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста; справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам; эффективное функционирование и максимально полный охват населения.

Система социальной защиты должна быть:

· Справедливой, то есть реализация прав на социальную защиту должна быть легко доступной для потенциальных получателей. Гарантированный государством минимальный объем пособий должен предоставлять разный уровень выплат при одинаковых социальных рисках независимо от трудового стажа и заработка. В то же время дополнительный уровень защиты должен зависеть от продолжительности и размера участия в системе каждого конкретного человека.

· Стимулирующей индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом, все трудоспособные граждане должны стремиться быть ответственными за свое собственное будущее и благосостояние своих семей.

· Действенной, то есть пособия должны обладать адресностью, предоставляются тем, кто имеет на это право и наиболее нуждается в них;

· Эффективной, то есть прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной и простой. Основные компоненты системы должны гибко регулироваться;

· Доступной, то есть за определенный срок обеспечить максимально полный охват населения.

Процесс регулирования социальной сферы осуществляется на основе социальных рисков.

Социальный риск - наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, в результате которого участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с действующим законодательством.

Организация системы социальной защиты на основе социальных рисков включает в себя следующие элементы защиты:

государственные выплаты за счет средств бюджета всем гражданам на одинаковом уровне в зависимости от социальных рисков;

обязательное социальное страхование на первом этапе за счет отчислений работодателей и в перспективе также за счет работников;

накопительную пенсионную систему;

социальную помощь и специальные государственные программы поддержки определенных категорий граждан за счет средств бюджета.

Правовая база системы пенсионного обеспечения граждан закреплена в Законе Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. № 136-1 (с последующими изменениями и дополнениями от 22 декабря 1998 г. № 328-1, 5 апреля 1999 г. № 364-1, 16 ноября 1999 г. № 482-1, 16 июля 2001 г. № 244-П, 10 октября 2001 г. № 247-П, 4 января 2002 г. № 278-П, 4 января 2002 г. № 278, 8 января 2003 г. № 378), в котором определены условия, размеры и порядок выплаты пенсий.

Законодательством установлены следующие виды государственных пенсий: социальный защита население пенсионный

1) трудовые пенсии:

· по возрасту;

· по инвалидности;

· по случаю потери кормильца;

· за выслугу лет.

2) социальные пенсии.

В соответствии с Законом право на трудовые пенсии имеют граждане, занятые общественно полезным трудом или деятельностью, засчитываемые в трудовой стаж при достижении определенного пенсионного возраста (58 лет у женщин и 63 года - у мужчин) и стаже работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию:

инвалидам трех групп, в т.ч. инвалидам с детства;

лицам, достигшим пенсионного возраста;

детям в случае потери кормильца, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Источниками пенсионных выплат выступают средства государственного бюджета, накопительных пенсионных фондов.

Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, вышедшим на пенсию до 1 января 1998 г., с сохранением установленного размера пенсионных выплат до 1 апреля 1999 г. В дальнейшем размеры пенсионных выплат регулируются и рассчитываются действующим законодательством.

Пенсии за счет средств государственного бюджета выплачиваются из Государственного центра по выплате пенсий.

Центр осуществляет:

пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством в области пенсионного обеспечения зет счет,средств республиканского бюджета;

присвоение социальных индивидуальных кодов гражданам;

персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;

перевод обязательных пенсионных взносов от агентств в накопительные пенсионные фонды;

предоставление в центральный исполнительный орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, реестров и платежных документов агентств по перечисленным на счет Центра и возвращенным агенту из Центра суммам обязательных пенсионных взносов.

Пенсионные выплаты из Центра осуществляются следующим категориям- граждан:

достигшим пенсионного возраста и имевшим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 г., - в размере, пропорциональном имеющемуся трудовому стажу;

военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов Финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсионных выплат по выслуге лет.

В случае смерти получателя пенсионных выплат, не имеющего пенсионных накоплений в накопительных пенсионных фондах, его семье либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается из Центра единовременная выплата на погребение в размере 15 кратного МРП.

В случае смерти получателя пенсионных выплат, являющегося участником или инвалидом Великой Отечественной войны, его семье, либо физическому или юридическому лицу, осуществившему погребение, выплачивается из Центра единовременная выплата на погребение в размере 35 кратного МРП.

В соответствии с действующим законодательством пенсионные выплаты по возрасту выплачиваются в полном объеме и в неполном объеме.

Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении установленного возраста и при наличии установленного трудового стажа.

Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме назначаются гражданам при отсутствии у них права на получение пенсионной выплаты в полном объеме из Центра.

При исчислении трудового стажа для назначения пенсий из Центра засчитываются:

работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;

военная служба;

служба в правоохранительных органах;

государственная служба;

предпринимательская деятельность;

время ухода за инвалидом 1 группы, одиноким инвалидом 2 группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелые, достигшим 80-летнего возраста;

время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита, либо больным СПИДом;

время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности;

время нахождения трудоспособных граждан оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;

время нахождения на инвалидности неработающих инвалиде! войны и приравненных к ним инвалидов;

период проживания за границей жен (мужей) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет;

обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

служба в военизированной охране, в органах специальной службы и горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;

иная работа, при условии уплаты отчислений на социальное страхование.

Назначение пенсии из Центра осуществляется на основе льготного исчисления трудового стажа, куда засчитываются:

военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождений на лечении в лечебных учреждений вследствие военной травмы - в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим;

работа, в том числе в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, и служба кроме военной службы, в действующей армии в период боевых действий, в годы Великой Отечественной войны - в двойном размере;

работа в городе Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - в тройном размере;

время нахождения граждан в возрасте от 12 лет и старше в городе Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - в двойном размере;

время пребывания лиц на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, а также время нахождения в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступления против Родины - в двойном размере;

работа и военная служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года - в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере;

работа в противолепрозных и противочумных учреждениях, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, - в двойном размере; в учреждениях судебно-медицинской экспертизы и в патологоанатомических отделениях лечебных учреждений - по перечню работ, утвержденному Правительством Республики Казахстан, - в полуторном размере;

9) работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается за год работы;

10) работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей промышленности, независимо от их ведомственной подчиненности, - по списку, утвержденному Правительством Республики Казахстан, засчитывается в стаж за год работы.

В доход для исчисления пенсионных выплат из Центра включаются все виды оплаты труда и иные доходы, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат за 3 года работы определяется путем деления общей суммы дохода за 36 календарных месяцев работы подряд на 36. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать 15 кратного МРП, установленного Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме из Центра производится из расчета 60% среднемесячного дохода, определенного в установленном порядке. Исчисление размера пенсионных выплат из Центра осуществляется, исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерыва в работе с 1 января 1995 г. Размер средне месячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в порядке, определимом центральным исполнительным органом в области социальной защиты населения.

Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до I января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

Максимальный размер пенсионных выплат, назначенных до 1 января 1998 года, за исключением размеров пенсионных выплат участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, военнослужащим, работникам органов внутренних дел, бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан и лицам, пенсия которым назначена до января 1998 года на льготных условиях по списку № 1 производства, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и по результатам аттестации рабочие мест не может превышать 75% от 25-кратного МРП, устанавливаемого Законом о республиканском бюджете на соответствующий год

Право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством для сотрудников органов внутренних дел:

имеющие выслугу по военной службе, службе в органах внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, службе в органах финансовой полиции и государственной противопожарной службе, не менее 25 лет, достигшие предельного возраста состояния на службе;

имеющие выслугу по военной службе, службе в органах внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, службе в органах финансовой полиции и государственной противопожарной службе, не менее 25 лет, уволенные по сокращению штатов и состоянию здоровья;

офицеры, прапорщики (мичманы), лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, а также лица, проходящие военную службу по контракту, уволенные по достижении предельного возраста состояния на военной службе, имеющие общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная военная служба и служба в органах внутренних дел.

Размер денежного содержания, учитываемый для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы определяется на день увольнения со службы. В размер денежного содержания включаются должностной оклад, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию. Размер денежного ""содержания подтверждается справкой финансового органа по последнему месту службы.

Пенсионные выплаты из Центра в полном объеме устанавливаются из расчета 50% от денежного содержания. Пенсионные выплаты в неполном объеме устанавливаются из расчета 2% от денежного содержания за каждый год выслуги лет и трудового стажа по состоянию на 1 января 1998 года. *

За каждый год выслуги лет на военной службе свыше 25 лет размер пенсионных выплат в полном объеме увеличивается на 2% , за каждый год трудового стажа - на 1% от денежного содержания. За каждый год общего трудового стажа свыше 25 лет размер пенсионных выплат в полном объеме увеличивается на 1% от денежного содержания.

Общий размер пенсионных выплат не может превышать 65% от денежного содержания. Максимальный размер месячных пенсионных выплат военнослужащим и приравненным к ним сотрудникам, не может превышать 75-кратный МРП, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

При планировании расходов государственного бюджета на социальное обеспечение за основу принимаются показатели контингента пенсионеров и размеры пенсионных выплат, установленные действующим законодательством.

Система социального страхования все более активно используются как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть в заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Социальное страхование выступает одной из форм общей системы социальной защиты, которое характеризуется своей спецификой. Оно имеет форму взаимной ответственности всех его основных субъектов: застрахованного, предприятия, государства. Социальное страхование выражает отношения, возникающие в связи с формированием и использованием фондов для граждан временно или постоянно утративших трудоспособность с применением страхового метода. При этом имеются ввиду те контингента граждан, которые работали или временно не работают по причине болезни. Таким образом, спецификой социального страхования является то, что оно непосредственно связано с трудовой деятельностью работников в прошлом и настоящем.

Под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между ее участниками.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

обязательность участия в системе обязательного социального страхования;

использование социальных отчислений на социальные выплаты в соответствии с действующим законодательством;

обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных действующим законодательством;

дифференциация размеров социальных выплат;

гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

С 1 января 2005 года введен Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 г. Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды:

на случай утраты трудоспособности;

на случай потери кормильца;

на случай потери работы.

Обязательное социальное страхование осуществляется на основании социальных отчислений, уплачиваемых в Государственный фонд социального страхования, и дает право участникам системы обязательного социального страхования получать социальные выплаты. Правила исчисления социальных отчислений утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 г. № 683, которые определяют порядок и сроки исчисления социальных отчислений.

Плательщиками социальных отчислений является работодатель или самостоятельно занятое лицо.

Согласно подпункту 5 пункта 2 названных Правил, исчисление социальных отчислений, уплачиваемых за участников системы обязательного социального страхования, производятся ежемесячно. При этом ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем десятикратной размер минимальной заработной платы.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Правил, для работодателя объектом социальных отчислений являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги. Для самостоятельно занятых лиц объектом социальных отчислений являются получаемые ими доходы.

Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно прожинающий на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Казахстана.

Социальные отчисления, подлежащие уплате в Фонд участников системы обязательного страхования, устанавливаются в размере:

Получателем социальной выплаты является физическое лицо, за которого производились, либо которое уплачивало социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования.

Социальные выплаты на случай утраты трудоспособности назначаются участникам системы обязательного социального страхования, за которых производились социальные отчисления, независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за социальной выплатой или продолжается.

Порядок освидетельствования, установления степени утраты трудоспособности определяется уполномоченным органом по назначению социальных выплат по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Право на назначение и получение социальных выплат на случай потери кормильца имеют следующие члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца - участника семьи обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления:

дети, в том числе усыновленные, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. При этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей или если не получают алименты от родителе. В случае, если эти лица обучаются в учебных заведениях среднего общего, начального профессионального образования, социальная выплата осуществляется до окончания учебного заведения;

один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка, брат или

сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занята уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками, умершего кормильца, не достигшего полутора лет.

Социальные выплаты, назначенные детям, оставшимся без попечения родителей - участников семьи обязательного социального страхования, за которых производились социальные отчисления, выплачиваются усыновителю, опекуну за каждого потерянного родителя в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» от 16 июня 1997 г. государственные социальные пособия по инвалидности и потере кормильца выплачиваются за счет средств государственного бюджета.

Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения лица за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости. Размеры социальной выплаты на случай потери работы определяются путем умножения среднемесячного размера дохода за последние двадцать четыре месяца, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и коэффициент стажа участия.

При этом коэффициент замещения дохода составляет - 0,3, а коэффициент стажа участия рассчитывается аналогично как при начислении социальных выплат на случай утраты трудоспособности.

Гражданам при потере работы (состоящим на учете в уполномоченных органах по вопросам занятости) на основании Закона Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года осуществляется социальная поддержка за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с новой системой социального страхования все граждане республики при получении- инвалидности или потере кормильца будут получать от государства специальное социальное пособие. Инвалидам первой группы полагается пожизненное пособие. А выплаты при потере кормильца будут осуществляться до достижения совершеннолетия детьми в семье.

Таким образом, государство берет на себя и выполняет все конституционные обязанности по социальным выплатам социальных рисков не ниже прожиточного минимума. Эти выплаты не зависят от того, работал человек или не работал, получал заработную плату или не получал.

Таким образом, в Республике Казахстан формируется трехуровневая система социального страхования. На первом уровне пособие выплачивает государство. Второй уровень - это выплаты из Фонда социального страхования. На третьем уровне социальное пособие выплачивается тем гражданам, которые получили инвалидность непосредственно на производстве. Денежные выплаты в этом случае осуществляются работодателем. Источником данных денежных выплат служат дополнительные (добровольные) накопительные отчисления, в том числе и страхование ответственности работодателя за вред, причиненный работнику при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты социальной политики - системы действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих повышение качества жизни граждан. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Методы финансирования организаций социальной сферы. Анализ практики финансирования деятельности по социальной защите населения на примере г. Махачкала. Пути повышения эффективности использования средств, выделяемых на социальную защиту населения.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2015

    Сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации. Изучение субъективной структуры социально незащищенных групп. Рассмотрение органов социальной защиты в РФ. Характеристика системы социального страхования и социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Понятие социального обеспечения, история образования фонда социальной защиты населения, его задачи, функции, расходование средств фонда. Направления деятельности Свислочского районного исполнительного комитета в области пенсионного законодательства.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2008

    История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России. Значение и основные функции Пенсионного Фонда Российской Федерации. Анализ формирования и использование средств Пенсионного Фонда РФ. Проблемы пенсионного обеспечения населения.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2015

    Структура пенсионного обеспечения населения и его основные положения, характеристика источников финансирования. Государственный и негосударственный пенсионные фонды. Софинансирование пенсионного обеспечения, его недостатки и их способы их устранения.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2012

    Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения. История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России. Правовые основы пенсионного обеспечения в России. Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2009

    Общая характеристика распределительной и накопительной систем пенсионного обеспечения. Анализ динамики и источников финансирования системы пенсионного обеспечение РФ. Показатели использования средств Пенсионного фонда России и его страховой нагрузки.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2014

    Предпосылки формирования и становление пенсионного обеспечения в России, обоснование необходимости его реформирования. Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом. Перспективы дальнейшего развития пенсионной системы государства.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2012

    Развитие социального обеспечения в России. Структура бюджетной системы государства. Основные мероприятия Правительства в области социальной политики. Финансирование социальной сферы: образования, культуры, искусства, здравоохранения, физкультуры, спорта.

Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.

Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный накопительный пенсионный фонд и Государственный центр по выплате пенсий.

Государственный накопительный пенсионный фонд формируется путем перечисления работодателями ежемесячно в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

В Казахстане продолжается действие солидарной пенсионной системы для пенсионеров, вышедших на пенсию до 1998 года, или имевших к этому времени песионный стаж. Для финансирования их пенсионного обеспечения средства перечисляются из Республиканского бюджета в Государственный накопительный пенсионный фонд и, далее – центр по выплате пенсий. В принципе, источником таких средств является социальный налог, но его поступлений недостаточно для покрытия расходов пенсионных программ и для полного их финансирования привлекаются другие виды доходов государственного бюджета. Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственные накопительные пенсионные фонды по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим управление пенсионными активами , которые размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста – мужчины 63 года, женщины – 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.

Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчете 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.

Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следственных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).

Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.

Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

1) выплаты по больничным листам;

2) пособие по уходу за ребенком;

3) пособие по беременности и родам;

4) пособие на похороны;

5) расходы по приобретению путевок в санатории.

Финансирование по данному направлению осуществляется: за счет средств хозяйствующих субъектов – работодателей – пункты 1, 3, 5, за счет местных бюджетов – пункты 2, 4.

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшими членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном законом.

В Законе Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999г. регулируются отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на его получение. Специальное государственное пособие – денежная выплата нуждающимся в социальной защите и предоставляемая независимо от других видов пособий.

Они осуществляют за счет средств республиканского бюджета. Специальные государственные пособия входят в систему государственного социального обеспечения и назначаются в кратном размере от месячного расчётного показателя. В число получателей этого пособия включены:

инвалиды Великой Отечественной войны;

инвалиды 1, 2, 3 групп;

лица, награждённым орденами и медалями за воинские и трудовые свершения, участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

семьи погибших, умерших, пропавших без вести военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, жёны (мужья) инвалидов войны и приравненных к ним;

дети- инвалиды до 6 лет;

многодетные матери, награждённые специальными наградами и званиями;

многодетные семьи, имеющие 4-х и более детей;

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», выплачивается денежное пособие лицам, имевшим установленный стаж работы на указанных работах. Это пособие является компенсацией работникам, имевшим ранее право на льготный, по времени, выход на пенсию, которое отменено новым пенсионным законодательством. Выплата данного пособия осуществляется за счет средств республиканского бюджета в кратном размере месячного расчетного показателя. При достижении пенсионного возраста получателю пособия предоставляется право выбора между получением пособия или назначением пенсии из Государственного центра по выплате пенсий в соответствии с пенсионным законодательством.

В системе социальной защиты населения выделяется:

1.Социальная помощь, выплаты по ней включают:

а) пособие семьям, имеющих детей, назначаемое с учетом совокупного дохода семьи (на детей в возрасте до 18 лет);

б) пособие семьям военнослужащих срочной службы, имеющих детей;

в) пособие семьям, имеющих детей инвалидов;

г) пособие на ВИЧ-инфицированных детей или взрослых;

д) временное пособие на детей, чьи отцы уклоняются от уплаты алиментов;

е) пособие безработным матерям, имеющих 4-х и более детей в возрасте до 7 лет.

2. Жилищные пособия , назначаемые с учетом совокупного дохода семьи.

3. Система льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, топлива, транспорта, медицинского обслуживания ветеранам войны и труда, малообеспеченных пенсионеров. 4. Пособия и услуги по уходу за пожилыми людьми, инвалидами и др. группами населения с низкими доходами.

5. Материальная помощь безработным.

6. Пособия для казахов, возвращающихся на этническую родину.

7. Учреждения для престарелых, инвалидов и душевнобольных.

С 1999 г. отменены пособия по безработице и введена материальная помощь безработным. Законодательством Республики Казахстан определено, что программы занятости финансируются из местных бюджетов. Государственная социальная защита от безработицы включает следующие мероприятия:

1)оказание содействия в трудоустройстве;

2) профессиональная подготовка повышения квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

4)оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан.

Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.

Государственные социальные пособия (на рождение ребенка, погребение, семьям, имеющим детей, жилищная помощь малообеспеченным семьям (гражданам), материальная помощь безработным) выплачивается из средств местных бюджетов.

Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются:

1)пострадавшим от экологических катастроф, бедствий, ядерных испытаний;

1) жертвам массовых политических репрессий, многодетным матерям, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.

Хозяйствующие субъекты, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

Расходы бюджета на культуру и искусство (включая кинематографию), средства массовой информации (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства)

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:

В зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

На основе определенного процента от суммы национального дохода региона;

На основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

Согласно бюджетной классификациирасходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.



При утверждении сметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором - все расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется методология «от достигнутого уровня».

В отдельных регионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью повышения эффективности их использования применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части - основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод расчета с различными модификациями.

Рассмотрим экономическую группировку расходов по отрасли «культура», финансируемых за счет бюджета с точки зрения видов деятельности и форм финансирования:

Таблица 8.2.

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность
1.1. финансирование в разрезе экономических статей + - -
1.2. финансирование в форме субсидий - + +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:
4.1. государ.-го, регион.-го и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на:
5.1. оборудование + + -
5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры + + -
5.3. новое строительство + + -

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов , созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Из федерального бюджета финансируются:

Комплекс мероприятий по социальной защите населения;

Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению - престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

Источниками формирования фондов финансирования мероприятий по социальной защите населения является национальный доход государства, создаваемый трудоспособными гражданами, прошедший перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В соответствии с законодательством РФ в целях социального обеспечения населения в России созданы и постоянно действуют фонды (подробно рассматриваются в разделе "Фонды"):

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ. Пенсионный фонд РФ формируется за счет отчислений

средств от минимального налога, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ассигнований из федерального бюджета, средств предприятий и других источников дохода. Пенсионный фонд используется для выплат государственных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также выплат компенсаций пенсионерам.

Исключительно из федерального бюджета производится выплата пенсий военнослужащим, компенсаций Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пособий и пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, финансирование программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды" и другие. Расходы на пенсии и пособия планируются по видам пенсий и пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя на основе статистических данных органов социального обеспечения, демографических расчетов и утвержденных размеров пенсий и пособий.

Фонд социального страхования РФ предназначен для финансирования выплат пособий по временной нетрудоспо

собности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ребенком до 1,5 лет, финансирования организаций санаторно-курортного лечения и отдыха. Источниками формирования фонда являются:

Налоговые поступления (отчисления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения юридических и физических лиц; минимального налога, взимаемого с товаропроизводителей в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога);

Добровольные взносы организаций всех форм собственности;

Добровольные пожертвования;

Средства бюджетов различных уровней бюджетной системы (в отдельных случаях).

Эти средства используются на:

Строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

Обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезами;

Обучение и трудоустройство инвалидов;

Оказание помощи инвалидам и престарелым в санаторно-курортном лечении;

Оказание помощи малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

Оказание помощи реабилитационным центрам, приютам, службам психологической помощи и поддержки и т. д.

Государственный фонд занятости населения РФ используется для реализации мероприятий государственной политики в сфере занятости населения. Фонд формируется за счет следующих источников:

Страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности;

Ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Несмотря на заботу государства в отношении социальной защиты граждан, в сложившихся условиях переходного периода к новым экономическим отношениям государство в лице органов власти способно лишь обеспечить минимальный уровень социальных благ и услуг. Если Россия как социально-ориентированное государство видит себя в системе передовых стран, она непременно должно провести реформирование социальной сферы в направлениях:

Разработки обоснованной нормативной базы формирования фондов на основе государственных минимально-достаточных социальных стандартов;

Пересмотра условий выплат пенсий и пособий по уровню не ниже прожиточного минимума;

Пересмотра условий выплат по болезни, беременности и родам;

Перехода к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1 - 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

Отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий, кроме как реально нуждающимся;

Перевода страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования;

Перевода системы пенсионного обеспечения на накопительный принцип выплат;

Сокращения числа или полной ликвидации фондов и создания единого фонда социальной защиты населения РФ.

Еще по теме 5.5.4. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения:

  1. 3.2. Экономические основы системы социальной защиты населения
  2. Резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  3. 19.2. Структура расходов бюджетов на обеспечение социальной политики и их планирование
  4. 3.3. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
  5. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 20 мая 1996 г. № 1-4.У О ПРАВЕ НА ВТОРУЮ ПЕНСИЮ ВДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В ЗАКОН РФ «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И ИХ СЕМЕЙ»
  6. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. Министерство социальной защиты населения РСФСР Указание от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У
  8. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 22 мая 1995 г. № 1-5-У О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕАИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВДОВ ВОЕННОСЛУЖИЩИХ, ПОГИБШИХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИИ ПО ЗАКОНУ РСФСР «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»

Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов и продолжает увеличиваться. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.
Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально- экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.
Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.
Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и лсрсутвсржда- стся представительным органом.
Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный (?юпд, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости (см. главу 16 «Внебюджетные фонды»), государственный бюджет, социальные фонды или lt;[юнды потребления предприятий, организаций. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, предприятиями, организациями, центрами занятости. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.
Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и социальное обеспечение.
Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.
Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности, то есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом их получения пользователем (страхователем).
Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов - общественных, целевых, частных и имеет цель - «призрения бедных».
Таким образом, можо выделить три метода формрова- ния средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).
Старховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.
При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.
При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.
Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы, медицинское страхование.
С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть - в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего до 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений. Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемые путем уплаты обязательных пенсионных взносов юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Эти институты финансируют выплату пенсий при наступлении или наличии определенных законом условий.
Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста - мужчины - 63 года, женщины - 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.
Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.
Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г.; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан.
Доход для исчисления пенсионных выплат из государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г. сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.
Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следст-
венных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).
Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый - средства республиканского и местных бюджетов - непосредственно или перераспределяемые из бюджета на содержание соответствующих структур (обороны, национальной безопасности, служб охраны правопорядка). Но на период проведения пенсионной реформы перераспределение средств дифференцировано в зависимости от стажа службы по состоянию на 1 января 1998 г.:
более 10 лет - за счет средств республиканского бюджета и средств, предусмотренных на содержание соответствующих органов;
менее 10 лет - за счет аналогичных (предыдущему пункту) средств и индивидуальных пенсионных накоплений путем взносов в государственные или негосударственные накопительные пенсионные фонды;
для лиц, впервые поступивших на службу после 1 января 1998 г. - за счет индивидуальных пенсионных накоплений из государственного или негосударственных накопительных пенсионных фондов - по выбору.
Право на получение пенсии за выслугу лет имеют лица, прослужившие в соответствующих структурах не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством предельного возраста, уволенные по сокращению штатов и при некоторых других основаниях.
Пенсионные выплаты устанавливаются их расчета 60% от денежного довольствия; за каждый год выслуги сверх 25 лет размер выплат увеличивается на 2%; общий размер выплат не должен превышать 75% от денежного довольствия. В размер денежного довольствия, учитываемого для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов охраны правопорядка, включаются: оклад по должности, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию, надбавка за выслугу лет, стоимость продовольственного пайка и другие надбавки, установленные законодательством.
Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов могут формировать пенсионные накопления также за счет добровольных взносов на основе договора с негосударственным пенсионным фондом.
Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и ролам.
Финансирование поданному направлению осуществляется из Фонда государственного социального страхования (порядок формирования и использования этого Фонда изложен в главе «Внебюджетные фонды», раздел 2). Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшим членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном правительством.
Размер выплачиваемых пособий зависит от среднего заработка, непрерывного стажа работы человека. При непрерывном стаже работы 8 и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет - 80%, менее 5 лет - 60%. Из средств социального страхования также выплачиваются пособия при рождении ребенка, на погребение, финансируется санаторно- курортное лечение работников.
В системе социального обеспечения выделяются выплаты социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту. Они регулируются соответствующим Законом «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту». Выплата упомянутых пособий осуществляется за счет средств государственного бюджета в разных степенях кратности от размеров месячного расчетного показателя. Степень кратности зависит от вида пособия (инвалидность, потеря кормильца, преклонный возраст), физического состояния индивидуума (группа инвалидности), имущественного положения семьи (количество нетрудоспособных членов). Например, по состоянию на начало действия закона (январь 1998) выплаты пособий по инвалидности варьируются от 3 до 15 месячных расчетных показателей, по случаю потери кормильца - от 2 до 10, пособий по возрасту - в размере 3-х месячных расчетных показателей.
Важными элементами социальной защиты являются страхование по безработице и медицинское страхование.
Данные формы действуют на основе страхового метода формирования соответствующих фондов денежных средств.
В случае признания гражданина безработным в установленном законодательством порядке он имеет право на социальную поддержку в соответствии с законодательством о занятости населения. Эта поддержка включает: выплату пособий по безработице, подготовку и переобучение безработных, организацию общественных работ, предоставление информации о наличии рабочих мест. Затраты по перечисленным мероприятиям финансируются Фондом содействия занятости населения. Фонд образуется за счет отчислений средств предприятий, работодателей, устанавливаемых в процентах к фонду оплаты труда и относимых на издержки (себестоимость) производства. В бюджетных организациях непроизводственной сферы затраты включаются в смету и покрываются за счет бюджетных ресурсов.
Расходы по обязательному медицинскому страхованию покрываются из средств Фонда обязательного медицинского страхования. В свою очередь, часть средств Фонда формируется за счет страховых платежей - взносов страхова- тслей-работодателей в установленном размере к фонду оплаты труда и относится на себестоимость продукции, работ, услуг. Другая часть средств Фонда формируется за счет средств бюджета. Обе части расходов - работодателей и бюджета - должны обеспечить выполнение так называемой базовой программы обязательного медицинского страхования (см. раздел 18.3). Поэтому размер страховых взносов устанавливается в ежегодно утверждаемом республиканском бюджете, а порядок и сроки их уплаты, распределение, - регулируются правительством.
Социальная помощь отдельным категориям граждан включает разнообразные льготы по оплате бытовых услуг: расходов на содержание жилища, за коммунальные услуги (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, канализацию, мусороудаление, обслуживание лифтов), пользование телефонами, за топливо. Перечисленные льготы могут предоставляться в виде полного или частичного освобождения от оплаты в зависимости от отнесения граждан к определенной категории:
инвалиды I и И групп;
участники, инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
военнослужащие, имеющие выслугу 20 и болсс лет; специалисты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, проживающие в сельской местности;
некоторые категории работников правоохранительных органов (внутренних дел, следственных органов); жертвы массовых политических репрессий; граждане, пострадавшие от экологических бедствий; многодетные матери и семьи;
граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
некоторые другие категории граждан, отнесенные законодательством к нуждающимся в помощи (получающие доходы ниже прожиточного минимума).
Допускается по решению местных представительных органов предоставление льгот в виде денежных выплат.
Перечисленные расходы на социальную помощь финансируются из местных бюджетов. Соответствующие бюджетные средства перечисляются предприятиям и организациям энергетики, угольной промышленности, транспорта, коммуникаций, газового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства в порядке возмещения их расходов.
Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются: пострадавшим от ядер- ных испытаний, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.
Предприятия и организации отраслей народного хозяйства, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

Еще по теме Расходы на социальную защиту населения:

  1. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  2. Сущность и значение финансовой политики и финансового механизма в социально-экономических процессах
  3. 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА)
  4. 3.1. Социальное страхование и вспомоществование на новом этапе (50-70-е гг. XX века)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -